Помимо права собственности, в гражданском законодательстве выделяют также вещные права с ограничениями. К ним относится право оперативного управления определённым объектом недвижимости, находящимся в собственности государства либо муниципалитета.
Распоряжаться подобным имуществом возможно только с разрешения владельца, который вправе лишить вторую сторону сделки доверенного объекта при наличии уважительных оснований. Регистрационная процедура данного права осуществляется в соответствии с требованиями закона в установленные сроки.
Что такое право оперативного управления имуществом?
Далеко не каждая организация обладает имуществом для осуществления своей деятельности или ведения хозяйства. Учреждения и казённые федеральные предприятия могут получить некоторые объекты в ограниченное пользование с целью увеличения участия более широкого круга организаций в экономической сфере деятельности страны.
Право оперативного управления недвижимым имуществом подразумевает возможность использовать объекты, находящиеся в собственности государства, распоряжаться и владеть ими в пределах, установленных законодательством, согласно 296 статье ГК РФ, а именно по целевому назначению помещения и в соответствии с деятельностью учреждения.
К организациям, обладающим правом хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, относятся нижеприведённые:
- жилищный фонд;
- организации массовой культуры и спорта;
- учебные заведения;
- научно-просветительские учреждения;
- имущественные комплексы по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению;
- медицинские учреждения;
- и т. д.
Распоряжение недвижимостью происходит с разрешения владельца, то есть государственных органов или муниципалитета. При нарушении правил эксплуатации предоставленным помещением, нанесении ему ущерба или использовании здания не по назначению собственник имеет полное право изъять данное имущество у предприятия.
Недвижимость, которую возможно передать в оперативное управление, относится к следующим видам собственности:
- муниципальной;
- государственной;
- принадлежащей частным организациям и лицам;
- находящейся во владении сельских и городских образований.
Порядок реализации учреждением права оперативного управления имуществом регулируется Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, а также федеральным законодательством и актами органов местного самоуправления. Характер деятельности предприятий, получивших от государства недвижимость, также регулируется владельцами имущества.
Полезный материал: Оценка рыночной стоимости квартиры.
Регистрационная процедура
Возникшее право оперативного управления тем или иным имуществом, находящимся во владении государства или муниципалитета, подлежит регистрации в едином Росреестре. Сведения о сторонах сделки и характеристике предоставленном в ограниченное пользование помещении должны быть внесены в общую базу данных ЕГРП.
Для осуществления регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
- подготовить пакет документации, требующийся для передачи в Росреестр;
- уполномоченное лицо должно обратиться с указанными бумагами в отделение ЕГРП либо МФЦ одним из удобных способов;
- получить свидетельство установленного образца о проведении государственной регистрации прав на имущество либо соответствующую выписку из Росреестра.
Документация, необходимая для обращения в ЕГРП
Регистрация права оперативного управления подразумевает внесение сведений в базу данных Росреестра. Для этой цели заявитель должен предоставить сотруднику государственной службы определённый пакет документов:
- выписку из ЕГРЮЛ;
- заявление о проведении государственной регистрационной процедуры от юридического лица (бланк возможно скачать здесь или получить у сотрудника госоргана);
- учредительные документы организации (о постановке на учёт, справка о присвоении учреждению кодов статистики и т. д.);
- действительная доверенность, заверенная у нотариуса, и удостоверение личности представителя (при необходимости);
- бумаги, подтверждающие факт передачи имущества (к примеру, передаточный акт);
- удостоверение личности заявителя;
- техническая документация на имущество (кадастровый и техпаспорта);
- правоустанавливающие бумаги на помещение;
- документ, подтверждающий закрепление выделенного объекта недвижимости за конкретным предприятием.
Кто может обратиться в ЕГРП?
Обратиться в госорган с заявлением о регистрации права могут исключительно определённые категории лиц, а именно:
- правообладатель;
- законный представитель владельца помещения;
- нотариус, занимающийся нотариальным удостоверением сделки, на основании которой образовалось данное право;
- юридическое лицо, получившее право оперативного управления.
Отправить документацию возможно как в отделение ЕГРП, так и МФЦ (лично, почтовым отправлением, через веб-сайт (https://www.gosuslugi.ru/pgu/service/10002442410_.html#!_description) или через представителя).
Стоимость и сроки предоставления услуги
Данная регистрационная услуга предоставляется бесплатно. Сроки выдачи свидетельства либо выписки из ЕГРП не отличаются от стандартной процедуры осуществления регистрационных действий – не более 10 рабочих суток с момента подачи заявки.
При этом некоторые области предоставляют возможность получить правоподтверждающие документы в более короткие сроки – от 5 до 7 суток.
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас или заполните форму онлайн:
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !