Порядок приватизации квартиры. Документы, сроки, стоимость оформления.


Государство предоставляет гражданам Российской Федерации возможность получить жильё в собственность на безвозмездной основе. Подобная процедура передачи во владение имущества, принадлежащего муниципалитету или государственным органам, называется приватизацией.

Перевести квартиру в собственность граждане могут вплоть до первого марта 2017 года. Хотя этот период не является окончательным (государство периодически продляет срок для осуществления приватизации жилья), рекомендуется перевести жилое помещение в собственность до истечения данного периода.

С чего начать приватизацию квартиры?

Порядок приватизации квартиры

Первоначально следует разобраться, относится ли помещение к объекту недвижимости, который подлежит передаче в собственность нуждающихся лиц. Невозможно приватизировать следующее имущество:

  • располагающееся в общежитии;
  • находящееся в закрытом военном городке;
  • относящееся к служебному помещению, не предназначенному для проживания;
  • признанное аварийным.

Кроме этого, далеко не каждый гражданин может претендовать на приватизацию жилья. Бесплатно переоформить в собственность имущество, принадлежащее муниципалитету или государству, способны лица, которые проживают в данном помещении на основании заключённого договора социального найма, согласно 1 статье ФЗ № 1541-I от 1991 года 4 июля.

Приватизировать жильё можно на имя одного человека или нескольких лиц (в последнем случае возникает общая собственность).

Для осуществления приватизации необходимо получить согласие на проведение процедуры от всех граждан старше 14 полных лет, проживающих по одному адресу и имеющих равные права на получение квартиры в собственность.

Интересный материал: Государственная регистрация права собственности.

Порядок приватизации квартиры

Процедура по передаче жилого помещения в собственность гражданина осуществляется в соответствии с 217 статьёй ГК РФ и представляет собой определённый порядок действий:

  1. сбор требующейся для приватизации документации;
  2. заполнение соответствующего заявления (запроса) на предоставление данной услуги;
  3. передача бумаг в определённое отделение государственной службы;
  4. оформление договора о передаче жилого помещения в собственность граждан и подписание документа всеми сторонами сделки;
  5. регистрация возникшего права на владение и распоряжение жильём в ЕГРП или МФЦ.

Обратиться в уполномоченный орган возможно лично или с помощью представителя (в последнем случае должна быть оформлена доверенность, заверенная нотариально).

Куда подаются бумаги?

приватизация квартиры

Документация для оформления приватизации подаётся в отделение МФЦ по местоположению квартиры, в жилищный отдел муниципалитета либо департамент жилищной политики.

Помимо этого, возможно воспользоваться веб-порталом (https://www.gosuslugi.ru/pgu/service/2400000010000693555_.html#!_description) государственных услуг (подобная услуга предоставляется не в каждом регионе страны).

Полезная статья: Договор передачи квартиры в собственность.

Требующаяся документация

В отдельных случаях список предоставляемых бумаг может несколько отличаться (например, в зависимости от количества лиц, претендующих на приватизацию жилья). Уточнить перечень бумаг возможно у сотрудника МФЦ, а также в Администрации вашего населённого пункта.

Ниже представлен список основных документов, предоставляемых для осуществления приватизационной процедуры:

  • заявление (его форма может отличаться в зависимости от региона страны и требований муниципалитета);
  • удостоверенная и действительная доверенность на имя представителя (если требуется);
  • свидетельство о рождении для лиц до 14 лет, зарегистрированных по данному адресу;
  • удостоверения личности всех граждан, имеющих право на приватизацию конкретного жилья (обычно это заявитель и его семья);
  • договор соцнайма или ордер, позволяющий приватизировать объект;
  • свидетельство о расторжении/заключении брака;
  • выписка о зарегистрированных в помещении людях (получается в паспортном столе после предъявления паспорта и договора соц. найма либо ордера на жильё);
  • согласие от ООП, если передача прав оформляется на сироту, недееспособного (полностью или частично) либо несовершеннолетнего гражданина;
  • документация технического характера (кадастровый и технический паспорта);
  • документальное подтверждение отсутствия долгов по коммунальным платежам (получается в паспортном столе);
  • справка о наличии прав на приватизацию (то есть подтверждающая, что данное право ещё не было использовано);
  • отказ лица от участия в государственной программе, оформленный письменно и удостоверенный нотариально (если требуется);
  • постановление судебного органа, вступившее в законную силу, о признании лица, имеющего право на приватизацию, ограниченно либо полностью недееспособным;
  • заключение суда о наличии либо отсутствии у гражданина прав на приватизируемое помещение.

К дополнительным документам могут относиться распоряжение о назначении опекуна, справка об уточнении места проживания гражданина, выписка о гибели лица, имевшего право на приватизацию и т. д.

Если квартира оформляется в собственность несовершеннолетнего лица, требуется учесть несколько важных нюансов:

  • если гражданин старше 14 лет, но ещё не достиг 18 полных лет, необходимо получить разрешение на приватизацию от ООП и родителей ребёнка (либо его усыновителей), помимо этого, заявление на осуществление услуги должно быть заполнено от имени несовершеннолетнего;
  • если гражданин не достиг четырнадцатилетнего возраста, требуется получить согласие на приватизацию от родителей ребёнка (либо его усыновителей) иООП.

Технический паспорт возможно заказать в БТИ, период его изготовления составляет около 2 недель, однако можно заказать ускоренное оформление за дополнительную оплату.

Стоимость данного документа зависит от региона страны и сроков изготовления (средняя цена составляет 1 800 рублей). Кадастровый паспорт получается в МФЦ или Кадастровой палате, стоимость оформления документа составляет 200 рублей для граждан, а период выдачи – 5 суток с подачи заявки.

Интересно почитать: Оценка рыночной стоимости квартиры.

Оформление договора

После того как все документы для приватизации квартиры будут собраны и переданы в уполномоченный орган, в течение 2 месяцев со дня рассмотрения заявки с гражданами заключается договор передачи жилья в собственность.

Оформляем приватизацию квартиры

Данный документ оформляется в простом письменном виде (заверять нотариально не требуется). Сторонами сделки являются физические лица (либо один гражданин, если приватизация осуществляется на одного человека) и органы местного самоуправления, уполномоченные для проведения приватизационной процедуры.

Договор должен включать в себя следующие обязательные пункты:

  • обязанности и права будущих хозяев квартиры;
  • информацию о сторонах договора;
  • подписи участников;
  • сведения о приватизируемом объекте (площадь, этажность, адрес и т. д.);
  • размеры долей каждого совладельца (если помещение передаётся нескольким лицам).

Поставить свою подпись в жилищном отделе муниципалитета должны все лица, давшие согласие на приватизацию жилья.

Регистрация права собственности в Росреестре

Официально гражданин становится полноценным владельцем приватизированного жилого помещения и получает право свободно распоряжаться недвижимостью исключительно после получения свидетельства о праве собственности и внесении информации о проведённой приватизации в базу данных Росреестра, иначе также называемого Регистрационной палатой или ЕГРП.

Зарегистрировать право на имущество возможно несколькими путями:

  • в отделении ЕГРП по местонахождению квартиры;
  • в МФЦ;
  • на официальном веб-сайте Росреестра (http://rosreestr.ru/wps/portal/cc_ib_electronic_state_rights#/).

Подача заявления и прочей документации может осуществляться почтовым отправлением, личным посещением отделения госслужбы или передачей бумаг с помощью законного представителя.

В регистрирующий орган направляется тот же пакет документов, что требовался для приватизации жилья, а также письменное заявление, договор передачи имущества в собственность гражданина и бланк с оплаченной пошлиной за выдачу свидетельства (следует отметить, что каждому совладельцу предоставляется отдельный экземпляр правоподтверждающего документа). Точный перечень бумаг возможно уточнить у сотрудника ЕГРП, так как список может отличаться в зависимости от ситуации.

Результат приватизации

Итогом приватизационной процедуры является заключение соответствующего договора о передаче имущества муниципалитета или государства в собственность гражданина. На основании данного документа лицо может зарегистрировать право на владение квартирой в ЕГРП.

С момента получения свидетельства из Росреестра гражданин становится полноценным владельцем приватизированного жилья и может свободно распоряжаться данной недвижимостью (подарить, продать, завещать и т. д.).

Сроки и стоимость приватизации квартиры

Сроки и стоимость приватизации квартиры

Услуга предоставляется гражданам РФ на безвозмездной основе. Финансовые затраты касаются заверения некоторых документов в нотариальной конторе, а также оплаты госпошлины за приватизацию квартиры, размеры которой составляют 2 тысячи рублей (квитанция предоставляется сотруднику ЕГРП при регистрации права собственности).

После получения жилого помещения во владение гражданина данная недвижимость подлежит налогообложению. Налог на квартиру после приватизации рассчитывается из кадастровой стоимости жилья, установленной единым Росреестром, согласно 402 статье НК РФ.

При этом сумма зависит от региона страны и местной налоговой ставки. До 2015 года для расчёта использовалась инвентаризационная стоимость помещений, которая существенно ниже кадастровой и рыночной. Согласно 405 и 409 статьям НК РФ, налоговый период равняется одному календарному году, а последним днём оплаты налога считается 1 декабря.

Некоторые граждане, перечень которых указан в 407 статье НК РФ, имеют налоговые льготы (например, инвалиды Iи II группы).

Получить справку об участии в государственной программе по передаче жилья гражданину возможно в течение 10 суток с момента отправления запроса. Сам срок приватизации квартиры составляет не более 2 месяцев со дня подачи заявки – в этот период с лицом подписывается договор о передачи жилого помещения в собственность.

Основания для отказа в приватизации

В некоторых случаях сотрудник госслужбы не вправе одобрить заявку о приватизации того или иного жилья. Ниже представлены ситуации, в которых передача помещения в собственность невозможна:

  • заявитель предоставил не полный перечень требующейся документации;
  • жилое помещение, которое лицо желает приватизировать, не подлежит передаче во владение гражданина (например, квартира находится в аварийном состоянии, расположена в общежитии или военном городке и т. д.);
  • заявитель не является гражданином РФ;
  • документы предоставляет ненадлежащее лицо;
  • сведения о данном помещении отсутствуют в Реестре муниципального имущества.

 

15/06/2016 — UPD: Обращаем ваше внимание, что с июля 2016 года ЕГРП прекращает выдачу свидетельств о праве собственности на имущество (в том числе дубликатов). Вместо этого госслужба оформляет соответствующую выписку, являющуюся правоподтверждающим документом. В остальном изменения не коснулись регистрационной процедуры и размеров госпошлин. Оставшиеся на руках у владельцев прежние свидетельства продолжают сохранять свою юридическую силу.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Понравилась статья? Поделись с друзьями в социальной сети!



Метки текущей записи:
 

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля