Принудительный размен муниципальной квартиры. Документы и стоимость.

На рынке недвижимости нередко встречается сделка по размену жилого помещения на несколько меньших по размеру. Подобное осуществимо далеко не в каждом случае.

Наиболее просто разменять жильё в добровольном порядке, однако при отсутствии взаимопонимания между совладельцами рекомендуется обратиться в судебную инстанцию для разрешения возникшего конфликта.

Процедура принудительного размена квартиры

Жильё может находиться в собственности одного гражданина либо нескольких, если речь идёт о долевом владении. При этом в обоих случаях лица, являющиеся хозяевами помещения, вправе свободно распоряжаться объектом по собственному усмотрению.

принудительный размен квартиры

Нередко встречаются ситуации, когда в одной квартире проживает одна большая семьи или даже несколько семей. Улучшение жилищных условий – длительный процесс, поэтому некоторые граждане предпочитают выбирать размен жилого помещения.

Осуществить подобную сделку возможно при наличии согласия от всех совладельцев жилья. Однако нескольким родственникам сложно достичь компромисса. В этом случае осуществляется принудительный размен квартиры через суд. При этом жильё обязательно должно находиться в собственности лиц.

Выделяют 2 способа разменять имеющееся во владении жилое помещение:

  • с помощью мены;
  • путём продажи объекта недвижимости.

Принудительный способ – более длительный процесс, чем размен по добровольному согласию совладельцев жилья, требующий подготовки документации для обращения в суд и участия в разбирательстве по делу.

Условно процедуру принудительного размена приватизированной квартиры можно разделить на следующие этапы:

  1. сбор документации, требующейся для обращения в суд;
  2. грамотное оформление соответствующего искового заявления о принудительном размене объекта недвижимости;
  3. обращение в районный суд и получение заключения судьи.

Причиной для обращения в судебный орган может быть невозможность дальнейшего совместного проживания граждан на одной жилой площади, неприемлимое поведение одного из совладельцев или жильцов, а также невозможность прийти к согласию добровольным (мирным) путём.

Стоит отметить, что разменять возможно не только приватизированное жильё, но и полученное в собственность иным способом. Однако размен приватизированного помещения на не приватизированное (то есть муниципальное) невозможен.

Исключением является расприватизация первой квартиры или проведение приватизационной процедуры по отношению ко второму объекту.

Полезная статья: Как и где получить справку из БТИ?

Список документации, предоставляемой в судебный орган

Принудительный размен муниципальной квартиры

Исковое заявление является основным документом, который требуется направить в соответствующую судебную инстанцию. Иск может быть составлен как самостоятельно гражданином, так и с помощью специалиста, разбирающегося в спорных ситуациях данной сферы. В последнем случае услуга предоставляется на платной основе.

В исковом заявлении должны быть указаны перечисленные пункты:

  • паспортные данные ответчика, заявителя и всех заинтересованных в деле лиц;
  • наименование судебной инстанции;
  • сведения о квартире, подлежащей размену (адрес, характеристики, время проживания по данному адресу);
  • причины обращения в суд (просьба о принудительном разделе жилья и основания, по которым лица не могут дальнейшее совместное проживание на одной жилплощади);
  • предложение вариантов размена;
  • указание отсутствия добровольного согласия прочих сторон;
  • список приобщённых документов;
  • подпись заявителя.
Следует отметить, что выделяют равноценный и неравноценный размен. В последнем случае граждане, получившие другую квартиру в результате заключённой сделки, обязуются выплатить второй стороне недостающую сумму, которая является разницей в стоимости жилых помещений.

Помимо иска, в судебный орган предоставляются следующие бумаги:

  • документ, на основании которого гражданин вправе проживать в квартире и претендовать на размен (ордер, договор соц. найма, правоустанавливающие бумаги на приватизированное помещение);
  • справки о составе семьи и о всех прописанных по адресу лицах;
  • свидетельства о заключении/расторжении брака;
  • оформленное письменно разрешение на обмен от совладельцев, муниципалитета или наймодателя;
  • чек, подтверждающий оплату пошлины за подачу иска;
  • выписка с лицевого счёта;
  • кадастровый паспорт помещения.

Чтобы судья удовлетворил требования истца, гражданину следует предложить в тексте иска возможные способы решения конфликта, то есть прописать варианты размена. При этом важно учитывать, что новое жилое помещение должно отвечать установленным законодательством требованиям, а именно чтобы:

  • на каждого владельца полагалась отведённая в регионе норма жилой площади;
  • помещение соответствовало санитарным нормам;
  • учитывались интересы детей и недееспособных граждан.

Интересная статья: Как оформить построенный дом в собственность?

Стоимость процедуры размена

Стоимость процедуры размена квартиры

Стоимость размена зависит от выбранного способа реализации жилья. В случае заключения договора мены граждане должны оплатить второй стороне, с которой происходит обмен, сумму, составляющую разницу в стоимости квартир.

После оформления данной сделки лица оплачивают только стоимость изготовления нового свидетельства о праве собственности. Цена иска также зависит от цены спорного жилого помещения.

Возможно ли разменять муниципальное жильё?

На основании норм законодательства, принудительный размен муниципальной квартиры фактически невозможен, так как такое жильё не является собственностью граждан, а относится к владению муниципальных властей. Лица, проживающие в муниципальной квартире благодаря заключённому договору социального найма, не могут свободно ею владеть или распоряжаться.

Однако такое жильё возможно обменять на аналогичное на тех же условиях проживания с согласия местных властей и всех проживающих в квартире граждан.

Согласно 72 статье ЖК РФ, лица, заключившие договор соц. найма, вправе претендовать на обмен данной муниципальной квартиры на другую, предоставляемую нанимателями на тех же условиях. Если прочие жильцы не согласны с разменом, возможно подать соответствующий иск в суд.

 

15/06/2016 — UPD: Обращаем ваше внимание, что с 15 июля 2016 года в ФЗ № 122 от 1997 года 21 июля были внесены изменения, согласно которым Росреестр больше не осуществляет выдачу правоподтверждающего свидетельства при регистрации перехода прав на объекты недвижимости.

Вместо данного документа оформляется соответствующая выписка из ЕГРП, обладающая аналогичной юридической силой. При этом имеющиеся у владельцев свидетельства о праве собственности не требуется заменять, так как они сохраняют прежнюю силу. Кроме этого, изменения не коснулись самого регистрационного процесса и стоимости государственных пошлин.

Rate this post
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас или заполните форму онлайн:

+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:


Политика конфиденциальности