Для осуществления сделки с недвижимостью требуется подтвердить право собственности документально. Это возможно сделать исключительно с помощью определённых бумаг.
Чтобы получить данные документы в кратчайшие сроки, требуется ознакомиться с нюансами процедуры выдачи документации государственными органами.
Документы, подтверждающие права гражданина на помещение
В настоящий момент выделяют несколько документов, являющихся фактическим доказательством права собственности, возникшего у гражданина на определённый объект недвижимости.
Без данных бумаг лицо не может считаться полноправным владельцем жилого помещения и распоряжаться принадлежащей ему собственностью в полной мере (отчуждать, застраховать, оставить в наследство).
К таким документам относятся перечисленные ниже:
- техпаспорт квартиры;
- правоустанавливающие бумаги, на основании которых возникло право лица на имущество;
- свидетельство о праве собственности.
Техпаспорт оформляется сотрудниками БТИ после проведения инвентаризации и фиксирует техническое состояние помещения. Данный документ содержит информацию о владельце имущества, основные характеристики квартиры или прочей недвижимости, пометки о проведённой перепланировке, поэтажный и адресный план, сведения о площади, количестве комнат, инвентаризационной стоимости объекта и т. д.
К правоустанавливающим относятся документы, которые подтверждают возникновение права собственности у хозяина имущества. Данные бумаги отличаются в зависимости от вида имущества, обстоятельств, при которых возникло право гражданина на владение той или иной недвижимостью.
Например, к таким документам относятся свидетельство о вступлении в наследство, договор купли-продажи или мены равноценных квартир, дарственная, постановление суда и т. д.
Где получить документы о праве собственности на квартиру?
Правоустанавливающая документация обычно находится у владельца имущества после получения жилья или у второй стороны сделки, если помещение было получено в результате отчуждения (например, после заключения сделки и подписания договора купли-продажи квартиры).
Технический паспорт выдаётся хозяину жилого помещения при заполнении соответствующего заявления и предоставлении некоторых документов (например, паспорта и правоустанавливающих бумаг) сотруднику БТИ.
Для получения свидетельства установленного образца, подтверждающего право собственности на конкретный объект недвижимости, лицо должно обратиться в ЕГРП или МФЦ для проведения регистрационной процедуры с документами, список которых приведён ниже:
- паспорт заявителя;
- бланк с оплаченной пошлиной (размеры для регистрации права владения квартирой составляют 2 000 рублей для граждан и 22 000 рублей для организаций);
- правоустанавливающие бумаги (например, договор дарения);
- заявление о проведении регистрации и выдаче свидетельства;
- согласие от ООП, если владелец жилья несовершеннолетний или недееспособный гражданин;
- разрешение от супруга продавца, если отчуждённый объект является совместным имуществом, нажитым в браке;
- и т. д.
Получение документа о праве собственности на квартиру сопровождается регистрацией перехода данного права от одного лица другому при заключении сделки или получении имущества по наследству. После принятия заявки сотрудник госоргана выдаёт заявителю расписку с примерной датой готовности документа.
Получить свидетельство возможно в десятидневный срок с момента подачи заявления (в некоторых регионах данный срок несколько ниже – до 5–7 рабочих дней).
Как получить документ о праве собственности на квартиру в новостройке?
Процедура регистрации в Росреестре жилого помещения, приобретённого в новостройке, то есть на первичном рынке, имеет единственное отличие от стандартного процесса, которое заключается в списке документов.
Для получения свидетельства владелец жилья должен передать сотруднику ЕГРП, помимо перечисленных выше бумаг, следующую документацию от застройщика:
- акт реализации договора о произведении строительных работ;
- документы о вводе дома в эксплуатацию;
- передаточный акт на помещение.
Документация для регистрации квартиры при ипотечном кредитовании
В данном случае также пакет документов, предоставляемых в ЕГРП, несколько отличается. Список обязательных бумаг требуется дополнить указанными ниже:
- закладной;
- кредитным договором;
- согласием банка на проведение процедуры.
Следует помнить, что перечень документов, передаваемых в ЕГРП для изготовления свидетельства о праве собственности и внесения данных о владельце и объекте в базу данных, может отличаться в зависимости от совокупности факторов (например, вида имущества). Рекомендуется уточнять список требующихся бумаг у сотрудника госслужбы.
Вместо данного документа оформляется соответствующая выписка из ЕГРП, обладающая аналогичной юридической силой. При этом имеющиеся у владельцев свидетельства о праве собственности не требуется заменять, так как они сохраняют прежнюю силу. Кроме этого, изменения не коснулись самого регистрационного процесса и стоимости государственных пошлин.
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас или заполните форму онлайн:
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !
Отличная статья, особенно про ипотечные квартиры, сама была ипотечником и знаю, что информацию собираешь прям по крупицам, вроде, и много всего, а ответы на насущные вопросы не найдешь. Единственное, я не поняла вот какой момент: в СМИ была информация, что свидетельств о собственности больше не будет, вместо них станут использовать выписки из ЕГРП, а в Вашей статье написано, что для получения СВИДЕТЕЛЬСТВА нужно обратиться в МФЦ или этот самый ЕГРП. То есть свидетельства остались? Или выписка теперь называется свидетельством? Или как?
Здравствуйте, Олеся. Вы правы, с 15 июля 2016 года выдача свидетельств о праве собственности прекращена, согласно ФЗ № 122 от 1997 года 21 июля. Однако оформленные ранее свидетельства сохраняют свою юридическую силу и могут быть использованы при заключении сделки или обращении в государственные органы. Теперь ЕГРП (иначе известный как Росреестр) и МФЦ выдают соответствующие выписки, которые идентичны по своей законной силе свидетельствам. Порядок получения правоподтверждающего документа не изменился.