Трудовые книжки (далее ТК) должны заполняться уполномоченным лицом. Наличие в них ошибок, исправлений или недостоверной информации недопустимо.
Испорченный документ подлежит уничтожению. При этом ТК относятся к бланкам строгой отчётности, поэтому их списание и ликвидация должны осуществляться на законных основаниях и в определённом порядке.
В каких случаях осуществляется списание трудовых книжек?
В процессе заполнения ТК сотрудник, ответственный за её ведение, может совершить ошибку. Испорченные бланки обязательно должны быть списаны и уничтожены соответствующим образом.
Ликвидация трудовых книжек необходима в перечисленных ниже ситуациях:
- если документ перестал быть востребованным;
- если бланк потерял актуальность;
- если в ТК имеются ошибки либо недостоверная информация;
- если документ был испорчен в результате чрезвычайного происшествия (например, при пожаре в организации).
После увольнения сотрудник должен вернуться за своей трудовой. Если по какой-либо причине он не может сделать это самостоятельно, документ способны забрать его законные представители.
В некоторых случаях гражданин и его близкие так и не приходят за ТК, поэтому она передаётся на хранение в архив, где обязана находиться в течение 50 лет. Уничтожение допускается лишь по истечении данного срока.
Заполнение трудовых старого образца не приветствуется, особенно если речь идёт о формах бланка, потерявших юридическую силу. В такой ситуации руководитель обязан завести сотруднику новую ТК и перенести в неё информацию из старого образца. Бланки, потерявшие актуальность, подлежат уничтожению.
Как списать трудовую книжку?
Первоначально руководство фирмы издаёт приказ в свободной форме о создании специальной инвентаризационной комиссии. В её состав входят главный бухгалтер и сам руководитель. Кроме этого, членами комиссии могут быть юрист, работающий в данной компании, и другие специалисты.
Назначенная комиссия должна провести инвентаризацию предоставленных ТК. Испорченные или невостребованные бланки подлежат выдаче по описи, имеющей форму № ИНВ-16.
Сотрудник, ответственный за оформление ТК, составляет соответствующий акт о списании испорченной трудовой книжки.
Данный документ не имеет стандартной формы, но обязуется содержать в себе перечисленные сведения:
- наименование документа;
- дату оформления;
- название организации;
- количество ТК, подлежащих уничтожению;
- планируемую дату ликвидации;
- серию и номер каждой трудовой;
- причину ликвидации;
- стоимость каждой списываемой ТК;
- должности и ФИО сотрудников, ответственных за ликвидационный процесс;
- персональные подписи каждого члена комиссии, ответственной за уничтожение ТК.
Уничтожением ТК может заниматься сама компания или специализированная организация за определённое вознаграждение. В обоих случаях при ликвидационном процессе обязаны присутствовать сотрудники, ответственные за списание ТК. Документы обычно шредируют, разрезают ножницами либо сжигают.
Акт о списании, заполненный и заверенный подписями ликвидационной комиссии, должен быть дополнен номером испорченной или неактуальной ТК, вырезанным перед уничтожением. После завершения процедуры списания информация о ней должна быть занесена в соответствующую приходно-расходную книгу.
Особенности списания при наличии чрезвычайной ситуации
Если ТК были испорчены или утеряны при пожаре, наводнении или ином ЧП, случившемся в организации, руководство первоначально должно зафиксировать масштаб происшествия.
С этой целью требуется получить от МЧС или коммунальных служб соответствующую справку, подтверждающую факт наличия ЧП и нанесённого им ущерба.
Сотрудник не пришёл за ТК, что делать?
Работник уволился из организации, но так и не пришёл за своей ТК? Не стоит спешить избавиться от документа, потому как законодательство обязывает руководителей хранить данные бланки в архиве на протяжении 50 лет.
В такой ситуации первоначально следует попытаться связаться с бывшим сотрудником или его родственниками.
Если связь потеряна, но у вас имеется адрес проживания лица, ТК может быть отправлена по почте с описью вложения и уведомлением о вручении.
Списание трудовых книжек в бухгалтерском учёте

Увольнение беременной при ликвидации предприятия — https://urmozg.ru/trudovoe-pravo/uvolnenie-beremennoy-pri-likvidacii-organizacii/.
Порядок перевода на другую работу — https://urmozg.ru/trudovoe-pravo/poryadok-perevoda-na-druguu-rabotu/.
Как указывалось выше, ликвидационная операция должна быть отражена в соответствующей приходно-расходной книге. Кроме этого, сведения о списании подлежат отражению в бухгалтерской документации.
Законодательство РФ не предусматривает чётких требований на этот счёт, поэтому бухгалтер организации может руководствоваться представленными ниже рекомендациями.
Операция отражается в отчётной документации следующим образом:
- Дт 10, Кт 60 (инвентаризация бланков ТК);
- Дт 19, Кт 60 (указание величины НДС);
- Дт 68, Кт 19 (принятие налогового сбора к вычету);
- Дт 006 (забалансовый учёт ТК);
- Кт 006 (процесс списания испорченных либо неактуальных ТК с забалансового учёта).
Новые трудовые, оформленные после уничтожения старых бланков, а также дополняющие их вкладыши подлежат учёту и соответствующему заполнению. Сотрудник, ответственный за выполнение данной работы, выбирается и назначается по распоряжению руководства компании. Заполнять бланк ТК иное лицо не должно.
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас или заполните форму онлайн:
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !