Как правильно списать основные средства?


В определённых ситуациях предприятия обязаны провести списание (иначе выбытие) основных средств. Под данной процедурой понимается снятие определённого объекта с учёта либо передача его другим организациям.

При этом процесс должен сопровождаться оформлением соответствующей документации и бухгалтерскими проводками.

В каких случаях основные средства выбывают из предприятия?

Как правильно списать основные средства?

Списание тех или иных имущественных объектов (основных средств) происходит по определённым причинам, среди которых:

  • неправильная эксплуатация объекта;
  • его хищение или недостача;
  • уничтожение имущества в связи с факторами, независящими от предприятия (стихийным бедствием, аварией и т. д.);
  • сильный износ;
  • непригодность к дальнейшему использованию (к примеру, по причине устаревания);
  • передача его в уставной капитал иной организации;
  • реализация по договору.
Если передача имущества произошла между двумя структурными подразделениями одного и того же предприятия, данная операция не может считаться выбытием. То же касается временного прекращения применения объекта (например, в связи с монтажными работами).

Чаще всего основные средства подлежат незамедлительному списанию, если не приносят компаниифинансовой выгоды.

Как правильно списать основные средства?

Чтобы произвести операцию по выбытию имущества, требуется соблюсти определённую процедуру. Независимо от оснований предприятие должно подтвердить целесообразность списания.

С этой целью создаётся соответствующая комиссия, в состав которой входят сотрудники, ответственные за объекты, подлежащие выбытию, и главный бухгалтер.

Комиссия созывается на основании приказа, изданного руководством компании. В документе обязательно указывается причина, по которой объект должен быть ликвидирован.

Все перечисленные члены специальной комиссии обязуются:

  • внимательно осмотреть объект;
  • выявить наличие оснований для снятия его с учёта;
  • определить, кто виноват в выходе имущества из строя;
  • принять решение о возможности использования некоторых частей объекта;
  • составить акт, на основании которого происходит выбытие;
  • проследить за изъятием имущества, его транспортировкой на склад и т. д.

После окончания проверки комиссия оформляет соответствующий акт ликвидации основных средств, с образцом которого возможно ознакомиться на сайте.

Также необходимо сделать определённую пометку в инвентарной карточке имущества. Кроме этого, операция по снятию с учёта должна быть отражена в бухгалтерской документации предприятия.

Советуем статью: Конкурсное управление при банкротстве.

Форма акта ликвидации основных средств

Как правильно списать основные средства?

Для снятия объекта с учёта составляется соответствующий акт, форма которого может отличаться в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации:

  • ОС-4 – для ликвидации одного объекта;
  • ОС-4б – для выбытия нескольких объектов;
  • ОС-4а – для списания автотранспортного средства;
  • ОС-1 – при передаче средств от одной компании другой;
  • ОС-1а – форма, используемая для выбытия сооружений;
  • ОС-1б – при списании нескольких объектов.

Вы можете бесплатно скачать нужные в вашей ситуации бланки акта ликвидации основных средств, представленные выше, или разработать собственный шаблон на основании типовых образцов.

Документ должен содержать основные сведения об объекте, подлежащем снятию с учёта, к примеру, дату его создания, дату фиксации данных об имуществе в бухгалтерской документации, изначальную стоимость, период использования и т. п.

Правила составления акта ликвидации основных средств

Данный документ обязательно должен быть утверждён руководством компании. В противном случае невозможно будет внести соответствующие пометки в инвентарную карточку объекта и отобразить операцию в бухгалтерской отчётности.

Типовая форма документа должна включать в себя следующую информацию:

  • наименование объекта;
  • его инвентарный номер;
  • изначальную стоимость и конечную, достигнутую в связи с износом;
  • основания для снятия имущества с учёта;
  • наличие либо отсутствие возможности частичного использования деталей объекта;
  • финансовые затраты на операцию по выбытию;
  • прибыль, которую предприятие получило в течение эксплуатационного периода и которую может получить при использовании частей объекта;
  • итоги данной процедуры.

Если списывается не всё имуществом в целом (то есть при сохранении отдельных его деталей или материалов), комиссией оформляется акт частичной ликвидации основных средств.

Проводки в документации предприятия


Как коллекторы выбивают долги — подробнее тут.

Как вернуть долг без расписки — http://urmozg.ru/bankrotstvo/vernut-dolg-bez-raspiski/.

Как стать арбитражным управляющим?

Компания обязана развёрнуто расписать операции, связанные со снятием объекта с учёта, отобразив эти сведения в бухгалтерской и налоговой документации. Чтобы разобраться, каким образом проставляются проводки в отчётности предприятия, рекомендуем ознакомиться с приведёнными ниже таблицами.

Если вам требуется отобразить в документах выбытие имущества в связи с его сильным износом, воспользуйтесь приведёнными ниже данными.

Наименование операции

Дебет

Кредит

Выбытие изначальной стоимости объекта

01-В

01 (01/1)

Списание начисленной амортизации

02

01-В

Списание остаточной стоимости

91 (91/2)

01-В

Если снятие с учёта произошло в связи с отчуждением данного имущества, к перечисленным выше проводкам добавляются ещё две:

  • Дт62, Кт 91 – отражение в документах полученной прибыли от сделки;
  • Дт 91, Кт 68 –учёт налога на добавленную стоимость от продажи объекта.

Стоит отметить, что по дебету 91 необходимо учесть все доходы, полученные компанией от реализации имущества, а по кредиту – выручку предприятия.

Если передача объекта была безвозмездной, в отчётности укажите проводки, использованные в первой таблице и приведённые ниже.

Наименование операции

Дебет

Кредит

Списание затрат, имеющих отношение к передаче объекта

91

69, 10, 70 и другие

Начисление величины НДС (учитывается рыночная стоимость имущества)

91

68

Для отображения в отчётности передачу объекта в уставной капитал другой организации к сведениям из первой таблицы необходимо добавить дополнительный пункт – Дт 58 и Кт 01-В.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Понравилась статья? Поделись с друзьями в социальной сети!



Метки текущей записи:
 

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля