Просроченная и признанная безнадёжной дебиторская задолженность может быть списана на законных основаниях в порядке, регламентированном российским законодательством.
Одним из ключевых документов, без оформления которых невозможно избавиться от долга в бухгалтерских счетах, считается соответствующий акт о списании. Как он оформляется, вы сможете узнать из данной статьи.
Особенности списания дебиторки
Безнадёжными признаются долги, нереальные к возвращению. Чаще всего это задолженности с прошедшим сроком исковой давности, однако встречаются и обязательства, которые невозможно выполнить в связи с закрытием фирмы-должника, вынесением соответствующего решения государственным органом (например, о признании организации финансово несостоятельной) и т. д.
Для избавления от дебиторки необходимо:
- провести инвентаризацию операций с дебиторами;
- составить соответствующий акт о списании долга, на основании которого руководством компании выносится приказ об осуществлении данной процедуры.
Данный акт необходим для удостоверения факта наличия внереализованного расхода, отражения его в налоговой отчётности, документах компании и на балансовых счетах.
Оформление бланка акта о списании дебиторской задолженности
Долг считается безнадёжным, если прошло более трёх лет с момента просрочки выплаты платежа контрагентом. Кредитор имеет право списать понесённые им расходы в последний день периода, в котором закончился срок исковой давности по долгу. При списании компания включает величину задолженности в графу затрат.
Типовой акт о списании дебиторки включает в себя приведённые ниже сведения:
- реквизиты компании-кредитора (её наименование, юридический и фактический адрес, ИНН и т. п.);
- название документа;
- сведения о списываемом долге (дате его возникновения, информации о должнике, причинах просрочки);
- реквизиты приказа о проведении инвентаризационной процедуры;
- основные данные по долгу, без которых невозможно списание (сумма задолженности, дата исполнения обязательства контрагентом, реквизиты договора с заказчиком и т. п.);
- ссылку не нормы российского законодательства, поясняющие невозможность возвращения долга;
- персональную подпись главного бухгалтера компании или иного должностного лица, занимающегося ведением отчётности и бухучётом.
Если контрагент возвращал долг частично, данная информация должна быть отражена в соответствующем акте. При этом важно учесть, что предоставление должником частичной оплаты прерывает срок исчисления исковой давности (иными словами, этот период продляется). То же касается предоставление кредитором рассрочки платежа.
К акту требуется приобщить документацию, подтверждающую факт возникновения долга, его просрочки, частичного погашения (если имело место), осуществления инвентаризации. К примеру, обязательным дополнением будет выступать акт по форме ИНВ-17, содержащий результаты инвентаризационной процедуры.
Невозможность получения долга от контрагента также должна быть подтверждена документально. Например, если основанием для списания выступило закрытие фирмы-должника, к акту приобщается выписка из ЕГРЮЛ, удостоверяющая факт ликвидации.
Оформление приказа о списании дебиторской задолженности
Единовременно с составлением вышеописанного акта должен оформляться приказ о списании дебиторки, содержащий персональную подпись руководителя компании. На основании данного документа осуществляется операция по избавлению от долга.
Приказ о списании дебиторской задолженности, с образцом которого вы можете ознакомиться на сайте, должен содержать перечисленные ниже данные:
- название организации;
- дату оформления документа;
- порядковый номер приказа;
- величину суммы, подлежащей списанию;
- причины для избавления от задолженности;
- порядок осуществления процедуры (списание может осуществляться за счёт созданного заранее резерва по сомнительным задолженностям или включаться в состав понесённых фирмой затрат).
Данный приказ издаётся на основании акта инвентаризации, акта на списание долга и бухгалтерской справки, включающей в себя сведения о размерах задолженности, причинах перевода обязательства в безнадёжные и реквизитах инвентаризационного акта.
При отсутствии данных документов, подтверждающих необходимость избавления от просроченного долга, невозможно осуществление требующейся операции.
Приказ может быть оформлен по стандартному образцу, указанному выше, или на бланке, разработанном в индивидуальном порядке фирмой-кредитором. Закон допускает любой из данных вариантов. На практике фирмы предпочитают самостоятельно разрабатывать уникальный шаблон или заказывать его изготовление в специальных организациях.
Обязательно ли составление акта?
Антикризисное регулирование и его принципы — https://urmozg.ru/bankrotstvo/antikrizisnoe-regulirovanie/.
Сроки ликвидации юридического лица — https://urmozg.ru/bankrotstvo/sroki-likvidacii-yuridicheskogo-lica/.
Взыскание долга по исполнительному листу — https://urmozg.ru/bankrotstvo/vzyskanie-dolga-po-ispolnitelnomu-listu/.
Процесс списания непогашенного контрагентом долга невозможно начать без проведения инвентаризационной процедуры, составления соответствующего акта о полученных результатах и необходимости избавления от безнадёжной дебиторки, а также издания приказа о реализации данной операции, подписанного руководителем.
Если же резерв имелся, проводки несколько отличаются – Дт 63, Кт 62 (для подтверждения списания и отражения действия на балансе фирмы указывается та же проводка – Дт 007).
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас или заполните форму онлайн:
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !