Довольно часто на вторичном рынке выставляется на продажу имущество, обладающее обременениями (к примеру, взятая в ипотеку квартира). Подобная сделка несёт определённые риски. Имеющиеся ограничения подлежат обязательной регистрации в соответствующем государственном органе.
Благодаря регистрационной процедуре возможно получить информацию о наличии или отсутствии каких-либо обременений.
Что такое обременение?
Если вы решили приобрести недвижимое или движимое имущество, имеющее какое-либо обременение (вроде ипотеки или залога), подобная сделка требует внимания и подробного изучения документации перед подписанием договора сторонами.
Хозяин отчуждаемой собственности не всегда честно признаётся в наличии ограничений прав владением или пользованием конкретным имуществом. Поэтому потенциальному покупателю рекомендуется заранее найти информацию о возможных обременениях, имеющихся на желаемом объекте покупки.
Полезная статья: какой налог на дарственную на квартиру?
Как происходит регистрация сделки с обременением?
Некоторые виды ограничений подлежат обязательной процедуре регистрации. Наиболее распространённым примером сделки с обременением на квартиру является договор ипотечного кредитования, заключаемый с банковским учреждением.
На основании 11 статьи ФЗ № 102 от 1998 года 16 июля, владелец жилья при подписании договора об ипотеке не имеет законного права осуществлять нижеуказанные действия без получения разрешения залогодержателя (то есть банка):
- отчуждать помещение (продавать, дарить и т. д.);
- сдавать в аренду (исключением является наличие соответствующего пункта в тексте договора);
- оставлять ипотечное имущество в качестве залога;
- каким-либо образом менять стоимость данной квартиры (устраивать перепланировку, ремонт и т. д.).
Чтобы избежать возникновения спорных ситуаций и произведения каких-либо операций с недвижимостью, законодательство предусматривает необходимость регистрации обременения. В случае с ипотекой, согласно 10 статье ФЗ № 102, регистрационную процедуру проходит и договор кредитования, и само возникшее ограничение прав (к примеру, при залоге имущества).
Советуем почитать: стоимость дарственной на квартиру.
Где происходит регистрация?
Регистрационными действиями при снятии ограничений и при заключении сделки с недвижимостью с обременением занимается ЕГРП (иначе единый Росреестр). Регистрация ограничений является такой же обязательной процедурой, как и регистрация прав владения на имущество. Каждая запись получает свой уникальный регистрационный номер.
Сведения об имуществе и имеющемся на нём обременении вносятся в базу данных ЕГРП. Чтобы узнать о наличии ограничений по недвижимости, гражданину необходимо запросить у продавца выписку или справку из Росреестра.
Регистрация может происходить двумя возможными путями:
- по инициативе собственника (правообладателя);
- по инициативе соответствующих уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления (к примеру, суда).
В последнем случае хозяина имущества своевременно уведомляют о наложении обременения на принадлежащую ему собственность (например, при аресте жилого помещения).
Какая документация требуется в Росреестр?
В зависимости от вида ограничения гражданину может потребоваться разный пакет документов. К основным бумагам относятся указанные ниже:
- удостоверение личности хозяина имущества;
- документ о праве владения недвижимостью (свидетельство из Росреестра и бумаги, на основании которых возникло право собственности гражданина);
- заявление, бланк которого возможно получить у сотрудника ЕГРП, с просьбой о проведении регистрационной процедуры;
- документ, на основании которого возникло обременение (кредитный договор с банком при ипотеке, договор аренды при арендовании жилья и т. д.);
- чек, подтверждающий оплату соответствующей госпошлины (на основании 22 пункта 1 части 333.33 статьи НК РФ, для граждан размер выплаты составляет 2 тысячи рублей, а для организаций – 22 тысячи рублей).
Как передаётся зарегистрированное обременение?
Хотя в некоторых случаях отчуждение имущества с ограничением права пользования должно сопровождаться получением соответствующего разрешения на сделку, передача обременения другому лицу, согласно закону, возможна.
Например, продажа квартиры, приобретённой благодаря ипотечному кредитованию и имеющей ограничение в виде залога данного жилья, осуществляется исключительно после получения согласия банка на оформление договора купли-продажи.
Как погашается обременение?
Чтобы снять имеющееся на недвижимости обременение, гражданину необходимо полностью погасить кредит со всеми задолженностями, штрафами и процентами. Только после этого возможно обратиться в единый Росреестр или к банковскому учреждению за прекращением ограничения.
Например, при полном погашении долга по кредитному договору на свидетельстве из ЕГРП о праве владения ставится соответствующий штамп, подтверждающий снятие обременения. Однако не от всех ограничений возможно избавиться. К примеру, при заключении договора пожизненного содержания с иждивенцем.
Видео в тему:
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас или заполните форму онлайн:
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !