Обработка персональных данных сотрудника — сроки и виды


Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (СПб)

Это быстро и бесплатно !

Кадровики регулярно сталкиваются с персональными данными нанимаемых в компанию сотрудников и уже трудоустроенного штата. Закон предъявляет определённые требования к обработке подобной информации и её сохранению в архивах.

За нарушение норм законодательства должностное лицо может ожидать привлечение к соответствующей ответственности, именно поэтому специалисты рекомендуют тщательно ознакомиться с правилами работы с личными сведениями о гражданах.

Что относится к персональным данным работника?

Любые сведения о гражданине, имеющие к нему прямое или косвенное отношение, считаются персональными данными. Определение этого понятия представлено в 3 статье ФЗ № 152 от 2006 года 27 июля.

Таким образом, к личной информации о человеке относят:

  • адрес его проживания;
  • ФИО;
  • дату рождения;
  • семейное положение;
  • полученное образование;
  • реквизиты паспорта;
  • занимаемую должность (профессию);
  • уровень дохода;
  • наличие какой-либо собственности;
  • социальное положение в обществе;
  • и т. п.
При официальном трудоустройстве гражданин обязуется предоставить руководителю всю необходимую личную информацию (это требуется, чтобы определить, подходит ли данный человек на должность). Работодатель должен обеспечить сохранность этих сведений, так как персональные данные гражданина – это конфиденциальная информация.

Должностное лицо, из-за которого произошло разглашение личных сведений о сотруднике, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности.

Порядок обработки персональных данных сотрудника

Под обработкой сведений о работнике понимается комплекс мероприятий, установленный на законодательном уровне и включающий в себя получение данных о гражданине, их проверку, передачу, хранение, накопление, уничтожение и другие способы применения имеющейся информации.

Эта процедура необходима в следующих случаях:

  • при найме лица на должность;
  • при продвижении служащего по карьерной лестнице;
  • при выплате сотруднику вознаграждения за труд;
  • при осуществлении контроля за выполненной работой и её качеством;
  • и т. д.

Другими словами, под обработкой понимается осуществление любых действий с личной информацией.

При осуществлении обработки необходимо соблюдать определённые требования, зафиксированные в 86 статье ТК РФ.

  • Во-первых, данная процедура осуществляется исключительно при наличии для этого оснований и только с конкретной целью.
  • Во-вторых, передача личных сведений третьим лицам без письменного разрешения самого лица недопустима.
  • В-третьих, персональную информацию необходимо получать непосредственно от самого гражданина. Запрос сведений из иных источников должен сопровождаться уведомлением сотрудника.

Кроме этого, получение специальных персональных данных (о политических взглядах, отношении к религии и т. д.) по закону не допускается, так как эта информация не должна влиять на решение руководства о найме гражданина или его дальнейшем продвижении по карьерной лестнице.

Меры защиты личных сведений о сотрудниках должны быть зафиксированы в локальных актах предприятия. Сами работники обязаны быть ознакомлены с данными документами под роспись (это могут быть инструкции, положения и т. п.).

При предоставлении гражданином личной информации, для осуществления её дальнейшей проверки и применения в различных целях требуется получить его разрешение. С этой целью необходимо подписать согласие сотрудника на обработку персональных данных, бланк которого возможно скачать на сайте.

Получать данное согласие не требуется в случаях, предусмотренных законом (например, при оформлении алиментных выплат, при передаче сведений третьим лицам, если речь идёт о сохранении жизни или здоровья гражданина и т. д.).

Виды персональных данных работника

Выделяют два типа документации, формирующей личные сведения о гражданине. К первой разновидности относятся бумаги, на основании которых происходит найм сотрудника на ту или иную должность, то есть паспорт лица, СНИЛС, военный билет и т. д.

Второй тип документации формируется непосредственно руководителем работника (например, приказ о назначении на должность, расчётные документы и т. д.).

На основании этих бумаг выделяют различные виды персональных данных, ознакомиться с которыми можно с помощью приведённой ниже таблицы.

Способ классификации Разновидности данных Характеристика

По направлению

Обычные (иначе общие) Большая часть личной информации о человеке (его фамилия, имя, отчество, гражданство, полученное образование, место работы и т. д.).

Специальные

Особая категория сведений о человеке (например, его политические убеждения, принадлежность к той или иной религии, состояние здоровья, национальность, наличие или отсутствие судимости, семейная и личная жизнь и т. д.).

По степени доступности данных

Конфиденциальные

Информация, не подлежащая разглашению по закону и при отсутствии соответствующего согласия самого гражданина (например, результаты медицинского осмотра).

Общедоступные

Сведения о человеке, находящиеся в общем доступе в соответствии с нормами российского законодательства или представленные для ознакомления третьих лиц в связи с письменным согласием самого гражданина.

По содержанию

Биометрические

Сведения, способные охарактеризовать человека для определения его личности (то есть его физиологические особенности). К таким данным относятся отпечатки пальцев, почерк, ДНК и т. п.
Не биометрические Прочие данные, не относящиеся к биометрическим.

По причине появления (по документам)

Появившиеся до начала трудовой активности

Сведения, содержащиеся в паспорте гражданина, его свидетельстве о рождении, военном билете, документах о полученном образовании, СНИЛС и т. д.
Появившиеся в результате трудовой деятельности К такой информации относятся записи о приёме лица на работу, его переводе в другое отделение, повышении, увольнении, предоставлении отпуска или больничного, уровне получаемого дохода, поощрениях и т. д.

Кроме этого, к персональным сведениям относится и информация о родственниках гражданина, например, о составе его семьи, месте проживании родных и т. д. Семейное положение – также конфиденциальные данные (факт нахождения в браке, наличие детей и их возраст, состояние здоровья членов семьи, наличие иждивенцев и т. п.).

Срок хранения персональных данных сотрудника


Как лишить родительских прав мать?

Как лишить отца родительских прав — http://urmozg.ru/semeynoe-pravo/lishenie-roditelskih-prav-otca/.

Формы соглашения об уплате алиментов — ищем тут.

Сведения о работнике должны быть приобщены к его личному делу. В соответствии с 87 статьёй ТК РФ, руководитель самостоятельно определяет порядок хранения и применения данных о сотруднике, зафиксированный в локальных нормативных актах предприятия. При этом порядок должен отвечать требованиям, установленным российским законодательством.

В соответствии с 22.1 статьёй ФЗ № 125 от 2004 года 22 октября, документация о самом гражданине (например, его заявление о согласии на обработку данных, копии приказов и т. д.) должна храниться в течение:

  • 75 лет, если бумаги были созданы до 2003 года;
  • 50 лет, если документы были оформлены позднее этого периода.

При защите конфиденциальности информации личного характера важно уделить внимание не только бумажной документации, но и сведениям на электронных носителях.

Порядок их хранения аналогичен описанному выше.  Электронные документы предписано сохранять в течение как минимум 5 лет (по налоговому учёту бумаги не уничтожаются на протяжении 4 лет).

Особенности хранения

Документация на бумажном носителе подлежит хранению в специальных сейфах (таким образом бумаги сохраняются от случайной порчи или потери).

В электронном виде файлы с личными сведениями хранятся в персональном компьютере сотрудника, уполномоченного заниматься обработкой данных, или руководителя предприятия (т. е. у генерального директора).

После увольнения сотрудника его личное дело продолжает находиться у кадровиков до окончания года (оперативное хранение может продолжаться в течение 1–3 лет).

После этого кадровая служба должна заняться архивно-технической обработкой и направить личные дела бывших работников в архив предприятия. По общим правилам отсчёт периода хранения начинается с первого января года, в котором документ был передан в архив.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Понравилась статья? Поделись с друзьями в социальной сети!



Метки текущей записи:
 

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля