Оформление получения наследства начинается с составления соответствующего заявления и подготовки документации, которая подаётся нотариусу, ответственному за наследственную процедуру. Вступить в наследство можно двумя способами, каждый из которых рассмотрен в данной статье.
С чего начать оформление наследства?
Вступление в наследственные права осуществляется на основании оставленного покойным наследодателем завещания или в порядке законной очерёдности, согласно 1142–1148 статьям ГК РФ. Чтобы обрести причитающуюся гражданину долю наследственной массы, преемник должен первоначально принять наследство одним из двух способов, согласно 1153 статье ГК РФ:
- составив заявление с просьбой о выдаче свидетельства о праве на наследственную долю (используется наиболее часто);
- фактически приняв наследство.
Рассмотрим подробнее оба варианта.
Как подать заявление о вступлении в наследство?
Заявление о принятии наследства подаётся ответственному нотариусу по месту открытия процедуры в течение определённого периода времени – 6 месяцев со дня гибели наследодателя или признания его погибшим по заключению судебной инстанции.
Процедура обретения завещанного имущества представляет собой указанную ниже последовательность действий:
- оформление текста заявления по образцу или с помощью услуг квалифицированного специалиста (к примеру, адвоката);
- сбор прочей документации;
- подача заявления на наследство нотариусу;
- оплата соответственной госпошлины;
- получение свидетельства о вступлении в наследство.
Советуем почитать: время и место открытия наследства.
Оформление заявления
Документ составляется в письменной форме и содержит указанные ниже сведения:
- ФИО преемника и покойного наследодателя;
- дату гибели гражданина;
- адрес последнего проживания завещателя;
- дату подачи заявления;
- основание для призвания к наследству;
- волеизъявление преемника о принятии своей доли наследственного имущества.
Если заявителю известны иные сведения (к примеру, о прочих правопреемниках или составе наследства), эти данные также рекомендуется указать в тексте.
Документация, отправляемая нотариусу
Перед тем как подать заявление на наследство, преемник должен подготовить некоторые документы, которые отправляются совместно с грамотно оформленным заявлением. Список этих бумаг зависит от многих факторов (вида наследственного имущества, основания для призвания к процедуре, степени родства и т. д.). Именно поэтому точный перечень документов рекомендуется уточнить у нотариуса, ведущего конкретное дело.
К основным бумагам, предоставляемым вместе с заявлением, относятся:
- удостоверение личности правопреемника;
- основание, благодаря которому наследник призывается к процедуре (заверенная ксерокопия завещания или подтверждение родственных связей с покойным гражданином);
- свидетельство о гибели наследодателя (выдаётся ЗАГСом);
- справка, подтверждающая последнее место прописки завещателя.
К прочей документации относятся правоустанавливающие бумаги на определённую собственность наследодателя, результат оценки стоимости имущества, справки из БТИ и т. д.
Полезная статья: как оформить отказ от наследства в пользу другого наследника?
Государственная пошлина
Размеры госпошлины, необходимой к уплате для обретения свидетельства о праве на наследство, на основании 22 пункта 1 части 333.24 статьи НК РФ, отличаются в зависимости от степени родства между наследниками и покойным наследодателем:
- 0,3% от общей стоимости доли наследства, получаемой преемником, но не больше 100 тысяч рублей, если наследниками являются полнородные сёстры и братья погибшего гражданина, а также его преемники первой очереди;
- 0,6% от общей стоимости части наследства, причитающейся преемнику, но не больше 1 миллиона рублей (для прочих категорий наследников).
Пошлина оплачивается в любом из отделений банка, а также с помощью терминала или банкомата, имеющих специальную функцию.
Фактическое принятие наследства
Фактически принять наследственное имущество возможно с помощью осуществления определённых действий правопреемником, а именно:
- оплаты расходов за содержание имущества;
- оплаты долгов наследодателя;
- использования наследственной собственности (например, проживания в завещанной квартире);
- осуществления мер по защите имущества.
Помимо этого, гражданину необходимо подготовить доказательства совершения действий, свидетельствующих о принятии наследства (справки, договоры, квитанции, чеки). Данная документация подаётся либо нотариусу, либо в суд с помощью иска (если ведущий дело специалист отказывает в выдаче свидетельства, у наследника отсутствуют доказательства факта принятия наследственного имущества или им пропущены сроки для обращения к нотариусу).
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас или заполните форму онлайн:
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !
У меня дедушка составлял подобное заявление на наследство. Все практически было записано на мое имя, так как я была его любимой внучкой. Я в самой это волоките не сильно подкована и думать о своем написании заявления на наследство мне конечно же еще рано. Но на будущее, благодаря подробному описанию из Вашей статьи, я смогла многое понять в этих нюансах написания.