Земельный участок или его доля также являются частью наследственной массы, которая подлежит разделу между всеми призванными нотариусом к наследованию преемниками погибшего гражданина. При этом оформление наследства на землю – непростая процедура, требующая соблюдения некоторых нюансов.
Как вступить в наследство на землю?
Наследование земельного участка или территории, относящейся к частному дому, происходит на тех же основаниях и по той же схеме действий, что и получение в наследство другого вида имущества. Хотя данная процедура имеет единственное отличие – иной список требующейся документации, отправляемой нотариусу.
Условно процесс принятия наследственных прав на завещанный участок земли можно разделить на несколько этапов, указанных ниже:
- сбор необходимой для получения участка документации;
- отправление этих бумаг вместе с заявлением о выдаче свидетельства о наследственных правах ведущему конкретное дело нотариусу (необходимо предоставить пакет документов в течение полугода с момента открытия наследства, иначе срок будет считаться пропущенным, а его восстановление возможно исключительно в судебном порядке);
- получение соответствующего свидетельства и обращение в ЕГРП либо МФЦ для регистрации права владения землёй.
После выдачи соответствующего заключения судебного органа гражданин вправе обратиться к нотариусу, ведущему наследственное дело, и получить причитающееся ему свидетельство о праве на наследство, без которого невозможно обрести завещанное имущество.
Советуем почитать: Завещание или дарственная что лучше оформить?
Какие документы нужны для наследства на землю?
Чтобы унаследовать земельный участок, оставленный преемнику, или его долю, если речь идёт о нескольких наследниках, необходимо получить свидетельство установленного образца, подтверждающее законные права на данное наследство.
Для этого требуется собрать пакет документов, предоставляемый нотариусу, открывшему процедуру, в течение полугода с момента гибели наследодателя.
К основной документации относятся:
- паспорт преемника;
- справка, подтверждающая факт гибели предыдущего владельца участка;
- справка о месте регистрации наследодателя;
- ксерокопия завещания, заверенная у нотариуса, или документальное подтверждение наличия родственных связей между наследником и покойным гражданином (в зависимости от основания для призвания к наследованию);
- правоустанавливающие бумаги на участок (свидетельство о праве владения из ЕГРП, договор мены, купли-продажи, дарения и т. д.);
- технические документы, выдаваемые на землю (выписка из ЕГРП, кадастровый и технические паспорта, справки из БТИ, кадастровый план, справка о принадлежности имеющихся построек на территории покойному лицу и т. д.);
- результат оценки стоимости участка, выданный специализированной оценочной организацией;
- официальный документ, подтверждающий присутствие либо отсутствие каких-либо ограничений или долгов на земле;
- бланк уплаты госпошлины (для наследников первой очереди и полнородных сестёр и братьев наследодателя размер составляет 0,3% от стоимости участка, но не более 100 000 рублей; для прочих преемников – 0,6%, но не больше 1 000 000 рублей).
Точный перечень необходимых документов следует уточнить у ведущего дело нотариуса, так как список может отличаться в зависимости от многих факторов (к примеру, назначения отдельного участка земли, основания для призвания к наследованию, степени родственных связей с погибшим лицом и т. д.).
Для получения некоторых бумаг может потребоваться справка от нотариуса об открытии наследственной процедуры. Чтобы получить справку о принадлежности имеющихся на участке построек умершему гражданину, преемнику следует обратиться в садовое товарищество или органы местного самоуправления (в зависимости от целевого назначения завещанного участка).
Этот документ не требуется, если наследодатель получил землю в дар, по наследству или по договору купли-продажи. Техническая документация выдаётся в БТИ после предъявления паспорта наследника и справки от нотариуса.
Интересная статья: Можно ли отменить дарственную на квартиру?
Налог на землю, полученную в наследство
В соответствии с ФЗ № 141 от 2004 года 29 ноября, преемники, получившие по наследству участок, должны платить земельный налог, размер которого непосредственно зависит от кадастровой стоимости конкретной территории, определённой государственной независимой оценкой на 1 января того года, с которого начинается налоговый период (начисление осуществляется со дня гибели наследодателя). Некоторые категории лиц освобождены от уплаты данного налога, согласно 395 статье НК РФ:
- общины народа, использующего территорию для развития традиционного хозяйства, промыслов и образа жизни;
- граждане, относящиеся к малочисленным народам Сибири, Севера, Дальнего Востока.
Обращение в ЕГРП или МФЦ
Чтобы окончательно оформить землю по наследству как наследнику по завещанию, так и по закону в собственность, требуется обратиться в отделение МФЦ или ЕГРП. Сотруднику госоргана предоставляются те же документы, что и нотариусу, а также выданное свидетельство о праве на наследство и бланк об уплате госпошлины за предоставление свидетельства о праве владения землёй.
Размер зависит от целевого назначения участка (к примеру, для ведения личного хозяйства или ИЖС – 350 рублей). Точный список предоставляемых сотруднику государственного органа бумаг следует заранее уточнить в отделении МФЦ или Росреестра, так как он может отличаться в зависимости от конкретной ситуации.
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас или заполните форму онлайн:
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !
Мне пришлось всем этим тоже заниматься шесть лет назад, но всё было как-то проще. Прямо в том же здании, где располагался нотариус, функционировала вспомогательная фирма, которая за небольшую денежку подготовила все необходимые документы. Нет, это было сделано не очень быстро, но я никуда не спешил. Через какое-то время мне позвонили и попросили зайти, чтобы всё проверить, расписаться и получить документы на руки. Всё. Сколько точно пришлось им заплатить я уже не помню, но не существенная сумма по сравнению с затратами времени, если бы делал сам.
Если я правильно поняла, то со всеми документами надо обращаться в МФЦ в том регионе, где расположен участок. То есть надо ехать, жить там и оформлять. В Петербурге далеко не все МФЦ работают с областью, приходится записываться заранее по телефону и ехать в Лугу, Сланцы или Всеволожск, а то и в Псков. Еще хорошо, что есть горячая линия. Или делать платно через агентства недвижимости, что дорого.