Как оформить дарственную на дом с земельным участком?


Для того чтобы знать, как оформить дарственную на дом грамотно и в соответствии с законом, требуется ознакомиться с 32 главой ГК РФ, посвящённой дарению. Процедура передачи прав на жилое помещение имеет определённые нюансы. При составлении договора важно учитывать, что сделка действительна только при дарении на безвозмездной основе.

Как правильно оформить дарственную на дом?

Сделка о передаче дома в дар от одного гражданина другому несколько отличается от договора дарения земельного участка или квартиры.

При подготовке документации важно понимать, что дом связан непосредственно с землёй, поэтому при передаче прав на жилое помещение происходит одновременная передача прав на прилагающийся к нему участок.

Как оформить дарственную на дом

Согласно положениям Земельного кодекса, земля должна быть подарена вместе с жилым строением и прочими зданиями, находящимися по конкретному адресу на этой территории. То же самое правило касается передачи в дар доли в доме, т. е. вместе с долей имущества одаряемому передаётся доля земли. Если даритель не является хозяином участка, он может подарить своё право на пользование землёй в полной мере (например, при долгосрочной аренде).

Процедура оформления дарственной на дом с земельным участком выглядит следующим образом:

  1. грамотное составление и подписание договора дарения;
  2. сбор требующейся документации для регистрации перехода прав на конкретный участок;
  3. обращение с бумагами в Росреестр или МФЦ.

Форма документа

Дарственная на жилой дом должна оформляться в письменном виде (574 статья ГК РФ), однако законодательство не запрещает передать права на жильё с участком земли в устной форме, хотя в этом случае действительность сделки намного сложнее доказать в суде. Во избежание возникновения каких-либо споров относительно дома рекомендуется составить письменный договор и заверить его у нотариуса (последнее также не является обязательным условием, согласно второй части 163 статьи ГК РФ).

Текст документа

В содержание дарственной, с образцом которой можно ознакомиться здесь, должны входить следующие сведения:

  • паспортные данные, включая ФИО и адрес проживания, дарителя и одаряемого лица;
  • дата и город оформления;
  • реквизиты бумаг, утверждающих права дарителя на дом;
  • предмет договора (согласно 1 части 432 статьи ГК РФ), т. е. сам дом с земельным участком и его характеристика (адрес, количество комнат, этажность, площадь, сведения о земле и т. д.);
  • информация о каких-либо имеющихся ограничениях (к примеру, об аресте или залоге);
  • оценочная стоимость этого дома вместе с участком по данным БТИ или по независимой профессиональной оценке при инициативе одной из сторон;
  • список имеющихся на земле дополнительных строений;
  • указание возможных ограничений/условий при пользовании данным домом (например, список граждан, которые смогут продолжить проживание по данному адресу после перехода прав на дом);
  • порядок передачи жилья (с передаточным актом либо без него);
  • подписи участников договора.

Составить договор можно с помощью образца, представленного выше, либо при обращении к нотариусу, который не только оформит соответствующие бумаги, но и заверит подлинность документа.

Документация, необходимая для обращения в регистрирующий орган

Оформление дарственной на дом

С начала 2015 года в Росреестре регистрируется только факт перехода прав на жилое помещение, сама дарственная не подлежит регистрации, в соответствии с 8 частью 2 статьи ФЗ № 302 от 2012 года 30 декабря.

Для обращения в регистрирующий орган необходимо предоставить указанные ниже бумаги:

  • дарственная в трёх экземплярах (оригиналы);
  • удостоверения личности всех участников договора;
  • заявление о регистрации перехода прав на дом (выдаётся сотрудником государственного регистрирующего органа);
  • заверенные нотариально доверенности представителей и их паспорта (если даритель и/или одаряемый действуют от их лица);
  • технический паспорт дома;
  • справка об оплате соответствующей государственной пошлины;
  • документы, на основании которых даритель получил данный дом (к примеру, договор купли-продажи), а также подтверждающие его права (т. е. свидетельство о праве владения жилым помещением).

При оформлении дарственной на долю в доме требуется предоставить в Росреестр письменное и заверенное согласие от каждого из совладельцев дома (если помещение в долевой собственности), от супруга дарителя (если дом – общее имущество) или разрешение от ООП (если совладельцем или абсолютным владельцем жилья является недееспособный или несовершеннолетний гражданин).

Документация, согласно 9 статье ФЗ № 122 от 1997 года 21 июля, отправляется в регистрирующий орган одним из трёх способов:

  • с помощью почты в Росреестр или МФЦ письмом с объявленной ценностью и уведомлением о его вручении;
  • при личном обращении в МФЦ и единый Росреестр;
  • через веб-сайт портала муниципальных и государственных услуг.
Сотрудник, принявший все требующиеся бумаги, выдаёт заявителю расписку, в которой указана дата для получения соответствующего свидетельства о правах на дом. Процесс оформления регистрации занимает приблизительно 10 рабочих суток. Свидетельство нового образца печатается на официальном бланке Росреестра без любых степеней защиты с указанием индивидуального учётного номера и наличием изображения Государственного герба.

Стоимость сделки

Основные расходы при оформлении дарственной касаются налога, который требуется уплатить в том случае, если одаряемый и даритель не находятся в родственных отношениях между собой. Стоимость такого налога составляет 13% от общей рыночной стоимости отдаваемого в дар дома. При передаче жилья между родственниками налоговая выплата не требуется.

При обращении в нотариальную контору для заверения договора с заявителя взимается налог, сумма которого зависит от цены на конкретный отчуждаемый дом. Кроме этого, для регистрации перехода прав на помещение придётся заплатить ещё одну госпошлину, согласно 22 пункту 1 части 333.33 статьи НК РФ, в размере 2 000 рублей для граждан.

 

UPD — 15/06/16: 15 июля 2016 года вступили в юридическую силу поправки к ФЗ № 122 от 1997 года 21 июля. Теперь вместо свидетельства о праве владения недвижимостью ЕГРП оформляет правоподтверждающую выписку после осуществления регистрационной процедуры. Данный документ обладает аналогичной законной силой.

Отметим, что сам процесс регистрации прав в едином Росреестре не изменился, как и стоимость оплачиваемых госпошлин за предоставление данной услуги.

 

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Понравилась статья? Поделись с друзьями в социальной сети!



Метки текущей записи:
 

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля