Формы волеизъявления граждан.


Право каждого человека на причастность к осуществлению местного самоуправления и формированию устройства органов власти зафиксировано в главном документе страны и считается основным признаком цивилизованного общества, а также современного государственного строя. Законодательство выделяет несколько форм волеизъявления, которые отличаются уровнем соучастия в управлении.

Формы волеизъявления граждан и их значение

Под волеизъявлением каждого отдельного индивидуума, в настоящий момент живущего на территории России, подразумевается реализация им местного самоуправления, привилегия на осуществление которого зафиксирована в 3 статье ФЗ № 131 от 2003 года 6 октября, а также в 130 статье Конституции РФ. В пятой главе этого Федерального закона указываются все существующие формы местного самоуправления, которые дозволены нормами российского законодательства.

форма прямого волеизъявления граждан

Условно эти формы разбиваются на 2 нижеуказанные группы:

  • форму непосредственного волеизъявления граждан (иначе прямую);
  • форму участия лиц в исполнении местного самоуправления.

Отличительными чертами данных 2 групп признаются добровольной характер решения населения о соучастии в подобном волеизъявлении и выражение властного характера действий при реализации гражданами прав непосредственно на местное самоуправление.

Стоит отметить, что все госорганы и должностные уполномоченные лица обязуются, согласно нормам закона, оказывать содействие индивидууму в воплощении в жизнь его гарантированного Конституцией права на самоуправление.

Формальное выражение законных прав гражданина выделяется в нижеуказанных формах, содержащихся в статьях с 22 до 33 ФЗ № 131, а именно:

  • муниципальных выборах;
  • референдуме;
  • опросе населения;
  • конференциях и собраниях граждан;
  • организации публичных акций (демонстраций, митингов, сборов);
  • правотворческой инициативе;
  • муниципальной службе;
  • наказах избирателей;
  • голосовании о важных проблемах (о переменах, связанных с муниципальным образованием или его границами);
  • отстранении депутатов, членов выборных органов;
  • территориальном общественном самоуправлении;
  • публичном (общедоступном) слушании;
  • отправлении запроса в госорганы;
  • выполнении конкретной деятельности в органах местного самоуправления;
  • прочих, дозволенных нормами российского законодательства, формах.

Довольно часто описанные выше варианты изъявления воли граждан совпадают с некоторыми видами общественных и некоммерческих объединений, с помощью которых лица воплощают своё конституционное право на объединения (согласно 30 статье Конституции РФ).

Помимо этого, также выделяются 2 следующих вида форм изъявления воли:

  • носящих обязательный характер, то есть требующих внимания и соучастия каждого человека (например, при проведении выборов или референдума);
  • носящих рекомендательный характер, то есть направленных на определение общественного отношения по поводу значительных вопросов (например, при проведении конференций среди жителей о проблемах локального значения, демонстраций, опросов).

Интересная статья: исковое заявление в суд на моральный ущерб.

Формы прямого волеизъявления граждан

формы волеизъявления граждан

Стоит отметить, что к прямому волеизъявлению причисляются конференции и собрания, муниципальные выборы, местный референдум и отстранение какого-либо члена органов местного самоуправления.

Местный референдум

Под референдумом понимается голосование, проводимое среди населения, по наиболее важным вопросам локального значения. Это наивысшее выражение изъявления воли человека, закреплённое 32 статьёй Конституции РФ за каждым жителем страны.

Голосование носит добровольный характер, а участие в референдуме осуществляется на равных правах без контроля за действиями населения (то есть с помощью тайного опроса). Созыв данного голосования возможен не только по решению представительного органа местного самоуправления, но и по запросу от граждан, когда необходимо принять какой-либо проект нормативного акта или, наоборот, отклонить его принятие (например, касающийся неотложных мер по защите здоровья населения).

Право на участие в голосовании имеют абсолютно все лица, которые проживают на территории определённого муниципального образования и обладают избирательным правом.

Интересная статья: порядок подачи апелляционной жалобы по гражданскому делу.

Муниципальные выборы

Российское законодательство предоставляет гражданам РФ самостоятельно по собственному усмотрению выбирать устройство органов местного самоуправления и процедуру их организации. Всеобщее голосование производится тайно и только теми гражданами, которые имеют соответствующее избирательное право.

После подготовки и назначения даты выборов кандидаты на определённую должность регистрируются и выдвигают свою кандидатуру. После окончания предвыборной агитации граждане голосуют, и происходит установление результата (отобранным будет считаться тот кандидат, который набрал большее количество голосов). Каждая из подобных избирательных кампаний содействует расширению социальной активности населения.

Собрания, конференции и сходы граждан

Одной из наиболее доступных форм свободного изъявления воли лиц в муниципальном образовании средних размеров либо на его части, а также самым популярным методом привлечения населения к социальной активности признаётся проведение конференций, собраний или сходов.

Порядок осуществления данных мероприятий контролируется на уровне органов местного самоуправления и субъектов РФ, а принятые гражданами заключения по вопросам локального значения обладают юридической силой и подлежат обязательному исполнению.

Отстранение отобранных ранее депутатов и должностных лиц

Каждый проживающий на территории муниципального образования человек может проголосовать за отстранение того или иного депутата или сотрудника госоргана. Фактически процедура отзыва возможна в двух случаях:

  • если за снятие депутата с его должности проголосовало не меньше половины от всех избирателей (процент голосов в поддержку предложения об отстранении может отличаться в зависимости от региона страны);
  • если в ходе судебного разбирательства были предъявлены существенные доказательства неправомерных действий либо бездействий сотрудника.

Все результаты голосования обязательно должны быть общедоступны (например, опубликованы в газете).

Прочие формы волеизъявления гражданами местного самоуправления

формы прямого волеизъявления граждан

Остальные формы свободного волеизъявления включают в себя опросы, проводимые среди граждан, общественное самоуправление, проведение различных акции, обращение в госорганы и прочие мероприятия.

К многочисленным акциям, проводимым среди населения конкретного муниципального образования для публичного обозначения общественного отношения к конкретной проблеме локального характера, относятся:

  • митинг;
  • демонстрация;
  • пикетирование;
  • собрания;
  • шествия.

Чтобы обратиться в госорганы, лицо может использовать жалобы, предложения и заявления, чаще всего оформленные в письменном виде, отправленные при личном обращении в учреждение, через почту или электронный веб-сайт (если он имеется).

Предложения могут исходить от одного лица либо от группы людей и содержать определённые пожелания или замечания, касающиеся функционирования государственных органов либо определённого должностного лица.

При нарушении законных прав заявляющего гражданина необходимо составить жалобу. Её рассмотрение обязательно повлечёт некоторые последствия юридического характера. При появлении подобного обращения производится проверка обстоятельств, указанных в тексте жалобы. На рассмотрение и вынесение решения уходит не более одного месяца, хотя период может продляться при некоторых условиях.

Заявление отправляется одним или несколькими лицами с просьбой о решении указанного в тексте документа вопроса, не связанного с нарушением прав или интересов конкретного гражданина. Необоснованный отказ должностного лица может послужить привлечением его к ответственности и снятием с должности.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Понравилась статья? Поделись с друзьями в социальной сети!



Метки текущей записи:
 

Комментарии к записи
Посмотреть последние комментарии
  1. Написано все очень хорошо и правильно. Вопрос только в том, что это более-менее работает только в цивилизационных странах, где хотя-бы некоторые принципы демократии придерживается. В остальных это просто перетасовка власти. Да, людям разрешают ходить на выборы, дают бюлетни…И что? Важно не то как кто проголосовал, а кто как посчитал. Скажите, разве нет ощущения, что ещё долго до даты выборов знаешь кто будет у власти?

  2. Добрый день. Недавно столкнулась с самым настоящим чиновничьим произволом. Участвовала в конкурсе на государственный тендер, а местный депутат предложил дать ему взятку. Я как человек с острой гражданской позицией такого не приемлю. А из статьи узнала о том, что каждый гражданин имеет право на волеизъявлении об отстранении депутата. Подскажите, куда стоит обратиться и какие документы для этого нужны?

    • Здравствуйте, Анастасия. Право на обжалование действий (или бездействия) должностного лица закреплено в 46 статье Конституции РФ. Отстранение депутата – довольно сложный процесс. Первым делом необходимо составить заявление об оспаривании действий должностных лиц и направить его в суд либо вышестоящий государственный орган. В последнем случае заявителю отправляется письменный ответ (жалоба должна быть рассмотрена в течение 15 дней с момента её регистрации).
      При судебном разбирательстве с вашей стороны потребуются весомые доказательства (видеосъёмка, аудиозапись, документальные подтверждения). При отсутствии фактических доказательств отстранить должностное лицо практически невозможно.
      Также следует помнить, что обращение в суд возможно в течение 3 месяцев с момента, когда заявитель узнал о нарушении собственных прав. Формально пропущенный срок не является причиной для отказа судебной инстанции в принятии заявления, однако причины пропуска данного периода потребуется объяснять в ходе рассмотрения дела.

  3. Соглашусь с Томой. Действительно, в идеале так и должно быть. Люди приходят на выборы, процедура голосования проста, граждане с радостью и ответственностью голосуют., зная, что их голоса будут правильно подсчитаны. В реале мы имеем практические коррупционные выборы, где кандидаты не стесняясь подкупают своих избирателей. Достаточно многих. И это трагедия общества.

  4. Уважаемые, не заставляйте меня смеяться, эти наши «сходы» при первом же случае быстренько распускают с применением мобильного отряда особого назначения (ОМОН, если кто не понял), да и на счет голосования тоже сомнительно, вы уж извините, я патриот своей великой страны, но выборам/голосованиям/референдумам не доверяю, хотя бы по причине того, что они проходят анонимно и можно за кого угодно и какие угодно проценты накрутить. 🙂
    Опять же это мое мнение и останется оно при мне, никому ничего я этим навязать не хотел, а просто высказался. Как говорится:»Я так люблю свою страну… и ненавижу государство».

  5. Автор статьи вроде бы все правильно и интересно описал и «разжевал», однако (я сам практикующий юрист, но по уголовным делам), эта статья больше похожа на параграф учебника по Муниципальному праву. В принципе для обывателя информация полезна в том отношении, что хоть дает людям возможность разобраться в том, что такое Муниципальная власть, ведь до сих пор многие не сепарируют никак ее от государственной — и это положительная сторона статьи. А вот о волеизъявлении как-то однобоко написано именно через призму муниципального права.

  6. Довольно забавно то, что волеизъявление в нашей стране это не «право» человека, а «привилегия». А как известно, привилегий могут легко лишить.
    К примеру демонстрации, митинги и сборы должны быть согласованны с органами местного самоуправления. То есть их могут просто не одобрить.
    Как не одобряют многие ныне проходящие митинги, потому что они подрывают авторитет нынешней власти.

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля