Возврат дебиторской задолженности


При реализации товара или услуг компания регулярно сталкивается с дебиторской задолженностью – совокупностью долгов, которые должны выплатить юридическому лицу контрагенты-должники (иначе их называют дебиторами).

В некоторых случаях организация вынуждена принимать меры для принудительного возвращения задолженности. Однако в зависимости от ситуации кредитор может столкнуться с определёнными затруднениями, о которых пойдёт речь в статье.

Как вернуть дебиторскую задолженность (ДЗ)?

Такой долг может возникнуть, к примеру, при осуществлении продаж в кредит. Дата выплаты оговорённой суммы указывается в договоре, оформленном между компанией и заказчиком. Если день внесения средств на счёт предприятия прошёл, но клиент не перечислил требующуюся сумму денег, возникает дебиторская задолженность.

Возврат дебиторской задолженности

Со временем такая ДЗ переходит из статуса «нормальной» в статус «просроченной», которая также в свою очередь может стать сомнительной или безнадёжной.

В последнем случае компания несёт финансовые убытки. Таким образом, чем быстрее будет выплачена клиентом дебиторка, тем лучше для обеих сторон сделки.

Вернуть ДЗ возможно 2 способами:

  • досудебным;
  • судебным.
Независимо от выбранного вами способа первоначально необходимо собрать информацию о дебиторе (его материальном состоянии, юридическом адресе, причинах невыплаты задолженности и т. д.).

После этого важно подготовить документы, связанные с ДЗ (договор о поставке товара или выполнения услуги, соглашение о рассрочке платежа и прочие бумаги, если они оформлялись).

Кто ответственен за возврат дебиторской задолженности в бюджет?

Долг, возникший при неоплате контрагентом какого-либо товара или услуги, обязателен к погашению. Кто должен отвечать за контроль возвращения задолженностей дебиторов, решает руководство предприятия. Для выполнения данной функции должен назначаться определённый сотрудник.

Подобную работу можно переложить на плечи менеджера по продажам. Данный сотрудник ответственен за работу с заказчиками, поэтому может осуществлять контроль за выплатой ими необходимых платежей.

Однако ему будет сложно проследить за возвратом дебиторской задолженности прошлых лет, именно поэтому рекомендуется создать специальную структуру, к примеру, отдел взыскания.

Другим вариантом может выступать привлечение компанией коллекторских контор. В этом случае не идёт речь о продаже долга, а лишь о найме сотрудников коллекторских организаций для ведения переговоров с дебиторами.

Мирное урегулирование конфликта

Возврат дебиторской задолженности

При взыскании ДЗ необходимо придерживаться определённой процедуры, чтобы не нарушать норм российского законодательства и прав сторон сделки.

К досудебным способам урегулирования спора относят:

  • ведение личных переговоров с контрагентом;
  • отправление уведомлений дебитору по почте и на e-mail;
  • обзвон должников.

Особое внимание следует уделить письменному оповещению контрагента о необходимости погашения ДЗ. Это нужно сделать и в случае, если вы собираетесь обратиться в судебную инстанцию. Копия письма, направленного дебитору, и его письменный ответ понадобится приобщить к иску.

Уведомление рекомендуется направлять на следующий день после возникновения просрочки. В тексте необходимо указать реквизиты договора, способы связи с компанией, санкции, которые будут применены к неплательщику в случае уклонения от погашения долга (начисление пеней и т. д.).

При необходимости с контрагентом можно договориться о рассрочке или отсрочке платежа.

Когда обращаться в суд?

Если ни один из перечисленных способов урегулирования конфликта не оказался действенным, следует незамедлительно обращаться в суд с соответствующим иском о принудительном взыскании долгов с дебитора.

В этом случае порядок действий будет следующим:

  1. составление иска;
  2. подготовка комплекта документации, необходимого для обращения в суд;
  3. подача искового заявления в нужную инстанцию;
  4. участие в судебных заседаниях;
  5. получение заключения суда;
  6. обращение в ФССП для инициирования исполнительного производства.

Не каждую задолженность возможно вернуть через суд. У просроченных ДЗ имеется ограниченный период исковой давности – всего 3 года. После окончания данного срока долг подлежит списанию, что отражается в документации предприятия.

Что делать, если дебитор признан банкротом?


Арест имущества судебными приставами — http://urmozg.ru/bankrotstvo/arest-imuschestva-sudebnymi-pristavami/.

Уступка права требования долга между юридическими лицами.

Что делать если коллекторы звонят на работу — читаем тут.

Вернуть ДЗ в этом случае крайне сложно. Если вы узнали, что в отношении контрагента, не погасившего долг, начато дело о признании финансово несостоятельным, постарайтесь включить себя в реестр кредиторов.

Данный перечень составляется арбитражным управляющим, назначенным судьёй, ведущим дело. Кто будет включён в данный перечень, решает исключительно этот специалист. Кредиторы, входящие в реестр, имеют реальные шансы на выплату задолженности. Другие лица не могут ожидать возвращения долгов.

Включение в реестр происходит исключительно в течение определённого времени – двух месяцев с момента публикации в СМИ информации о несостоятельности контрагента-дебитора. После этого срока управляющий передаёт составленный им реестр судье, ответственному по делу.

Проводки при возврате дебиторской задолженности

Получение финансовых средств от контрагента-дебитора позже оговорённого сторонами сделки срока всё равно должно отражаться в бухгалтерской и налоговой документации фирмы.

Каким образом записываются проводки при возврате дебиторской задолженности с прошлого года и другого периода, возможно разобраться с помощью приведённой ниже таблицы.

Название операции Дебет Кредит
Перевод финансов на банковский счёт компании 1 304 05 226 1 206 26 660
Перевод денег со счёта в бюджет 1 303 05 830 1 304 05 226
Поступление финансов 1 210 02 130 1 303 05 730
Оплата аванса предприятию-поставщику 1 206 34 560 1 304 05 340
Списание осуществлённых ранее платежей 1 304 05 226 1 401 30 000
Начисление долга перед бюджетом 1 401 10 130 1 303 05 730

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Понравилась статья? Поделись с друзьями в социальной сети!



Метки текущей записи:
 

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля