Сокращение дебиторской задолженности


Деятельность предприятий редко обходится без образования дебиторки. Если её размер превысил 30% от стоимости совокупных активов, высок риск ухудшения экономического положения компании и её финансового состояния.

Чтобы избежать негативных последствий, руководство принимает решение об осуществлении мероприятий, направленных на сокращение дебиторской задолженности предприятия.

Причины возникновения дебиторки

Дебиторской задолженностью называют сумму денег, которая должна быть выплачена компании от её контрагентов (других фирм, ИП или граждан-заказчиков) в течение определённого промежутка времени взамен на предоставление товаров или услуг.

Сокращение дебиторской задолженности

Подобное долговое обязательство возникает в следующих ситуациях:

  • при недостачах;
  • при отсрочке платежа;
  • при воровстве;
  • при нарушении условий договорённости сторон.

Клиенты часто не могут оплатить заказ сразу после подписания договора с поставщиком. Чтобы не брать целевой кредит, который одобрит далеко не каждая кредитная организация, стороны сделки договариваются об определённой рассрочке или отсрочке платежа.

Таким образом, дебиторская задолженность позволяет фирме-кредитору устанавливать долгосрочные отношения с контрагентами и получать дополнительную прибыль.

Основания для сокращения дебиторской задолженности

Образование дебиторской задолженности допускается не для каждого контрагента. Руководство предприятия должно проверить платёжеспособность клиента и определить индивидуальные условия, на которых с нимбудет заключён договор.

На практике дебиторка используется для привлечения большего количества заказчиков или укрепления деловых отношений с постоянным клиентом.

Дебиторская задолженность несёт определённый риск финансовых потерь, вызванных невыполнением контрагентом условий договорённости, поэтому иногда может быть невыгодна для поставщика-кредитора.

Контроль за развитием дебиторки является неотъемлемой частью внутренней политики компании, направленной на регулирование её финансовой и экономической деятельности.

С целью выхода из кризиса и принятия профилактических мер против развития кризисной ситуации руководство предприятия занимается разработкой и реализацией плана по сокращению дебиторской задолженности.

Как сократить дебиторскую задолженность?

Сокращение дебиторской задолженности

На величину дебиторки влияют объёмы продаж, условия осуществления расчётов с клиентами, процесс исполнения долгового обязательства и многие другие факторы. Если компания предоставляет контрагенту больше скидок или других льгот, на практике задолженность становится больше.

Вернуть долг можно двумя способами – досудебным (с помощью направления контрагенту претензии и обсуждения условий погашения обязательства) и через суд. Последний вариант обычно применяется в крайнем случае, когда должник не желает разрешать проблему мирным путём.

Чтобы избежать накопления дебиторки (то есть увеличения её размеров), предприятие занимается разработкой плана по уменьшению величины долгов.

В данный план входят:

  • регулярный мониторинг недобросовестных или ненадёжных контрагентов;
  • сбор информации о клиенте (заказчике) и его платёжеспособности;
  • тщательная разработка договора о сотрудничестве (в его содержании должны быть указаны дополнительные пункты, касающиеся ответственности и порядка действий на случай нарушения соглашения сторон, сроков оплаты долга и т. д.);
  • составление еженедельной или ежемесячной отчётности по дебиторской задолженности с целью осуществления тщательного контроля за финансовой деятельностью и материальным положением компании-кредитора.

Стоит отметить, что определить платёжеспособность контрагента можно с помощью сбора информации о нём (его руководителях, соучредителях, возможных партнёрах и клиентах).

Мероприятия по сокращению дебиторской задолженности


Методы управления дебиторской задолженностью — http://urmozg.ru/bankrotstvo/metody-upravleniya-debitorskoy-zadolzhennostiu/.

Акт о списании дебиторской задолженности — http://urmozg.ru/bankrotstvo/akt-o-spisanii-debitorskoy-zadolzhennosti/.

Как назначается арбитражный управляющий — тут подробнее.

Чтобы уменьшить величину дебиторки, специалисты используют перечисленные ниже мероприятия:

  • разработку оптимальных методов продаж, направленных на максимально быструю оплату договора;
  • определение для каждого конкретного контрагента лимитов дебиторской задолженности;
  • применение ускоренного процесса взыскания долгов;
  • прогнозирование вероятности поступления финансов от дебиторов;
  • разработку льготных условий сделки для определённых групп заказчиков;
  • осуществление оценки упущенной выгоды, финансового состояния компании-кредитора и контрагентов;
  • осуществление контроля за соотношением кредиторской задолженности и дебиторки;
  • продажу долга третьим лицам (речь идёт об использовании векселей, заключении договора цессии и факторинге);
  • обращение в суд для принудительного взыскания денег в счёт исполнения обязательства;
  • страхование дебиторки.

Из всех возможных путей сокращения дебиторской задолженности наибольшей популярностью пользуются продажа обязательства, страхование долга и осуществление тщательного контроля за его величиной.

Если дебиторка будет признана безнадёжной, компания-кредитор потеряет существенную сумму денег. Чтобы избежать этого, руководство может прибегнуть к страхованию долга (например, в отношении ненадёжного клиента).

При этом потребуется привлечение дополнительных финансов из текущего оборота предприятия. Обычно к страхованию прибегают в случаях, когда речь идёт о крупных сделках.

Оценка эффективности мероприятий

Чтобы оценить эффективность плана по работе с возвратом долгов дебиторов и не допустить ухудшения материального положения фирмы, необходимо:

  • составлять рейтинг платёжеспособности клиентов;
  • регулярно проводить оценку работы персонала, занятого осуществлением мероприятий, направленных на снижение величины дебиторки;
  • проверять отчётность, предоставляемую бухгалтерами;
  • сравнивать показатели по текущим долгам с прошлыми периодами;
  • и т. д.

Разработка мероприятий по сокращению дебиторки и осуществление контроля их эффективности – залог успешности предприятия, нацеленного на развитие и получение прибыли.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Понравилась статья? Поделись с друзьями в социальной сети!



Метки текущей записи:
 

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля