Процедура взыскания дебиторской задолженности


В условиях кризиса юридические лица нередко сталкиваются с ситуацией, когда контрагент (поставщик, клиент и т. п.) не выполняет свои обязательства по погашению долга.

Небольшие просрочки – обычное дело в предпринимательской сфере, однако со временем величина задолженности растёт, что может стать причиной ликвидации компании. Как происходит взыскание дебиторской задолженности, вы сможете узнать из этой статьи.

Что понимается под дебиторской задолженностью?

Данный термин означает наличие долга, причитающегося фирме или организации от контрагентов, с которыми юридическое лицо связывают финансовые обязательства (к примеру, в связи с заключённым договором на предоставление определённых услуг).

В качестве контрагентов могут выступать клиенты, поставщики и иные лица, оформившие с компанией-кредитором соответствующую сделку.

Такая задолженность может возникать, например, если покупатель приобрёл товар, но не заплатил предприятию оговорённую сумму денег в сроки, указанные в договоре. С момента возникновения долга покупатель выступает в роли дебитора.

Варианты взыскания задолженности

Организация может получить обратно долг от дебитора 2 законными путями:

  • в добровольном порядке (то есть претензионным путём);
  • в принудительном порядке (то есть через судебную инстанцию).

На практике чаще встречается второй вариант возвращения задолженности. Первый способ подразумевает мирное урегулирование спора между организацией и контрагентом без обращения в судебный орган.

С этой целью юридическое лицо составляет соответствующую претензию и направляет её дебитору, после чего в оговоренные сторонами сроки должник погашает финансовое обязательство перед фирмой.

Принудительный вариант подразумевает составление соответствующего искового заявления и предоставления его в арбитражный суд.

Первый способ урегулирования спора

Первым делом попытаться разрешить возникшую ситуацию рекомендуется мирным путём. Порядок взыскания дебиторской задолженности в таком случае представляет собой следующий алгоритм действий:

  1. ознакомьтесь с текстом договора, оформленного с должником-контрагентом (в нём должны быть прописаны условия о возможности досудебного разрешения конфликта);
  2. составьте соответствующую претензию и отправьте её дебитору;
  3. обсудите с контрагентом возможные способы погашения его задолженности (в случае отказа должника руководство вправе обратиться в судебный орган).

Если в заключённом с контрагентом договоре отсутствуют пункты о необходимости обязательного досудебного урегулирования спора, организация самостоятельно решает, стоит ли подавать претензию должнику.

В такой ситуации предприятие может сразу обратиться в суд. Попытка мирно разрешить конфликт рекомендуется, если у фирмы имеются основания полагать, что дебитор одумается и погасит долг.

Перед обращением в суд рекомендуется подавать 3 претензии:

  • первая направляется должнику в день просрочки и служит уведомлением о необходимости погашения обязательства;
  • вторая предоставляется контрагенту не позднее чем через 2 недели после отправления первого обращения (в тексте указывается сумма задолженности с учётом применённых оговорённых санкций – пеней, штрафов, неустойки – и предложение о выборе способа урегулировании ситуации);
  • третья является последней (досудебной) и содержит юридические последствия неоплаты величины долга (например, получение исполнительного документа и взыскание задолженности принудительным путём, наложение судебного ареста на имущество дебитора и т. д.).
Если должник согласился с мирным урегулированием конфликта, но так и не погасил задолженность, руководство организации вправе обратиться в суд. В этом случае порядок рассмотрения дела может проходить в упрощённом порядке (то есть без вызова сторон), так как дебитор признал наличие финансового обязательства.

Текст претензии

Претензия о взыскании дебиторской задолженности, образец которой представлен на сайте, составляется в письменной форме и содержит перечисленные ниже сведения:

  • общие данные о договоре, заключённом фирмой-кредитором и дебитором;
  • пункты, своевременно выполненные компанией;
  • условия договора, которые не были осуществлены контрагентом;
  • требование о погашении долга с указанием точной даты;
  • ссылки на статьи закона, аргументирующие нарушение условий сделки;
  • последствия, которые ожидают дебитора в случае уклонения от оплаты долга.

В конце документа указываются дата его составления и подпись руководства с уточнением должности заявителя.

Второй способ урегулирования спора

Обычно обращение к взысканию дебиторской задолженности в судебном порядке происходит через 1,5–2 месяца после неоплаты долга. Однако организация вправе подать иск в суд раньше, если у неё имеются основания полагать, что контрагент не собирается исполнять финансовое обязательство.

Дела, касающиеся принудительного взыскания задолженности, рассматриваются в арбитраже судом:

  • определённым сторонами сделки в тексте договора;
  • уполномоченным на рассмотрение данного дела в связи с подсудностью (если договор не содержит иной информации).

За подачу обращения в суд заявитель обязан заплатить соответствующую пошлину, величина которой зависит от предмета иска. Если исковые требования носят не имущественный характер, сумма является фиксированной, если имущественный – рассчитывается исходя из цены иска.

Точно определить размеры госпошлины можно с помощью 333.22 и 333.21 статей НК РФ.

Исковое заявление о взыскании дебиторской задолженности подаётся по месту расположения дебитора (то есть ответчика) и содержит следующие сведения:

  • наименование судебного органа, рассматривающего дело;
  • данные сторон конфликта и третьих лиц (названия, юридические адреса, контакты);
  • цену иска;
  • заявленные требования истца, аргументированные ссылками на нормативно-правовые акты и пункты договора;
  • сведения о предпринятых руководством мерах (например, начисленных штрафах, отправлении претензий);
  • перечень приобщённых к иску документов;
  • подпись лица, уполномоченного обратиться в суд.

Если организация предпринимала попытки урегулировать ситуацию мирно, об этом обязательно указывается в тексте иска.

Сроки для взыскания дебиторской задолженности


Документы для банкротства физического лица.

Как делится наследство между детьми — http://urmozg.ru/nasledstvo/kak-delitsya-nasledstvo-mezhdu-detmi/.

Как прописать человека в квартиру — http://urmozg.ru/zhilishhnoe-pravo/kak-propisat-cheloveka-v-kvartiru/.

Получить долг от дебитора невозможно в 2 случаях:

  • если истёк период исковой давности;
  • если обязательство было прекращено в связи с невозможностью его выполнения.

Задолженность возможно списать, если она будет признана безнадёжной или погашенной. Период давности исчисляется в зависимости от обстоятельств конкретной ситуации.

Вернуть долг можно в течение 3 лет с момента возникновения обязательства у должника (если контрагент – юридическое лицо, то в течение 12 месяцев) или на протяжении 3 лет с момента выдачи исполнительного документа. Для отдельных видов требований установлен иной период давности (например, для получения страхового возмещения – 2 года).

Дебиторской задолженностью, нереальной к взысканию, признают долг, который не получится вернуть:

  • в связи со смертью дебитора;
  • после окончания периода давности;
  • в связи с невозможностью исполнения обязательства;
  • в связи с ликвидацией предприятия-должника;
  • после вынесения решения суда, освобождающего дебитора от оплаты долга.

Исчисление срока давности можно подтвердить документально с помощью актами сверки задолженности, заключёнными на основании претензии, платёжными бумагами (например, по предоставлению аванса) и т. д.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Понравилась статья? Поделись с друзьями в социальной сети!



Метки текущей записи:
 

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля