Методы управления дебиторской задолженностью


Компании, сотрудничающие с контрагентами на условиях отсрочки платежей, регулярно имеют дело с дебиторкой.

Чтобы определить перспективы развития предприятия и помочь ему занять прочную позицию на рынке, необходимо воспользоваться популярными методами управления дебиторской задолженностью и долгами перед кредиторами, речь о которых пойдёт в данной статье.

Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия

Методы управления дебиторской задолженностью

Система управления предусматривает два основных направления – разработку кредитной политики и порядок работы с дебиторами. В первом случае речь идёт об определении кредитных лимитов, анализе платёжеспособности контрагентов, проверке платёжных условий, осуществлении контроля за договорными отношениями.

Работа с задолженностью подразумевает регулярное отслеживание информации о дебиторах, анализ имеющихся у предприятия долгов (их сроков, уровня оборачиваемости и т. д.).

Перечисленные направления позволяют разработать наилучшую стратегию развития компании. Современные методы управления дебиторской задолженностью включают в себя:

  • планирование для постановки оптимальных и долгосрочных целей;
  • координацию действий и распределение ответственности;
  • психологическую мотивацию с учётом человеческого фактора;
  • осуществление контроля;
  • сокращение величины долгов;
  • взыскание имеющейся задолженности.
Отдельно стоит выделить управление долгами в условиях кризиса. Перечисленные выше методы позволяют избежать наступления кризисной ситуации или смягчить негативные последствия, возникающие в случае неизбежности кризиса.

Грамотный контроль за задолженностью направлен на разработку оптимальной системы договорных взаимоотношений, предоставление гибких условий оплаты и т. д.

Мероприятия по управлению долгами

Первоначально необходимо провести тщательный анализ информации о контрагенте, который является потенциальным клиентом или кредитором. Учитываются сведения из внутренних и внешних источников (газет, государственной отчётности, внутренних документов, если компания уже сотрудничала с данным лицом).

На основании полученных данных возможно провести анализ финансового состояния контрагента и определить уровень его платёжеспособности. Убедившись в надёжности клиента, можно приступать к заключению договора на оказание услуг или предоставление товара.

Оформленный договор – начало взаимоотношений с контрагентом. Теперь необходимо осуществлять регулярный контроль за выставленным счётом и финансовым состоянием клиента, чтобы избежать перевода долга в нереальные к взысканию.

С этой целью и применяются различные методы управления дебиторской задолженностью предприятия.

Риски дебиторской задолженности

Методы управления дебиторской задолженностью

Система управления, ориентированная на деятельность конкретной компании, позволяет максимально точно определить возможные риски, возникающие как при работе с дебиторами, так и с кредиторами.

Если предприятие сотрудничает с клиентами, предоставляя рассрочки платежа, у него всегда высок риск не получить сумму долга обратно или вернуть её в меньшей величине.

Для определения отрицательных последствий сотрудничества с тем или иным контрагентом учитываются:

  • вероятность признания дебитора финансово несостоятельным;
  • результаты оценки качества дебиторки;
  • различные методы управления долгами с учётом их экономической эффективности.

По степени риска не возврата или несвоевременного погашения обязательства выделяют надёжную, безнадёжную и сомнительную задолженность.

В первом случае речь идёт о долге, период выплаты по которому ещё не вышел. Если срок исковой давности, равный трём годам, уже прошёл, либо должник был удалён из ЕГРЮЛ, такое обязательство признаётся безнадёжным. Сомнительными считаются просроченные долги, по которым ещё может быть осуществлена выплата.

Лимиты дебиторской задолженности

Кредитные лимиты позволяют регулировать уровень продаж предприятия. Для их расчёта необходимо учесть следующие немаловажные факторы:

  • процент увеличения продаж;
  • число поставок в течение календарного месяца;
  • среднемесячный объём продаж;
  • процент предоставляемой отсрочки.
Пересмотр лимитов допустим единожды в квартал или ранее при определённой необходимости. Таким образом, каждый контрагент получает различные условия по отсрочке платежей и объёмам приобретаемых товаров.

Подобная схема позволяет создать приемлемые условия сотрудничества с клиентами и максимально оптимизировать работу предприятия.

Определение лимитов по кредитам осуществляется по следующей формуле, приведённой ниже.

(ПОП / ОПО)

В данном алгоритме ПОП – планируемый в будущем объём продаж предприятия, а ОПО – ожидаемый период оборачиваемости. При этом важно сравнить среднемесячную сумму дебиторки с полученной величиной.

Если лимит выше допустимой задолженности, компании придётся уменьшить рассчитанные кредитные лимиты или отказаться от сотрудничества с некоторыми контрагентами.

Сроки погашения дебиторской задолженности

Арест имущества судебными приставами.

Как стать арбитражным управляющим — читайте тут.

Списание просроченной дебиторской задолженности — http://urmozg.ru/bankrotstvo/spisanie-prosrochennoy-debitorskoy-zadolzhennosti/.

Методы управления долгами предусматривают необходимость осуществления оценки финансовой устойчивости предприятия. С этой целью важно проанализировать отчётность организации и определить сроки погашения обязательств контрагентов.

Речь идёт о среднем промежутке времени, в течение которого компания, реализовавшая свою продукцию, ожидает полной оплаты заказа. Расчёт данного показателя может осуществляться по специальной формуле, приведённой ниже.

(ДЗ * ПОП) / РВ

В данном алгоритме ДЗ – это дебиторская задолженность, ПОП – продолжительность определённого периода (например, 360 дней, 30 суток и т. д.), а РВ – размеры выручки за конкретный отрезок времени.

Если фактический срок погашения дебиторки превышает рассчитанный с помощью указанной формулы, это влияет на ликвидность самой организации. Чтобы контролировать период погашения обязательств, необходимо подготовить комплексную стратегию управления дебиторкой.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно !

Понравилась статья? Поделись с друзьями в социальной сети!



Метки текущей записи:
 

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля